Музей инноваций – это уникальный метод хранения дидактических инноваций, моделирующие рабочую реальность участников инновационного движения под руководством кафедры педагогики и андрагогики. Музей инноваций (музей инновационных идей) – это интерактивная форма позиционного развития, «эвристического роста» инновационного образовательного знания. Это также форма экспертизы и соизмерения-интеграции различных инновационных идей в образовании, а также в проекте ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» Музей инноваций рассматривается в качестве метода позиционного самоопределения участников проектных групп – школ участников проектного эксперимента
Употребление понятия «музей» означает, во-первых, представляемую историческую динамику перипетий развития инновационных идей. Во-вторых, в первичном своём значении с латинского языка слово «музей» означает «собрание», т.е., в данном случае, – собрание инновационных идей. В этом «музее» «экспонаты» интерактивны – они развиваются и говорят друг с другом устами групп-участников, представляющих различные инновационные идеи построения образовательных антропопрактик. Как метод Музей инноваций происходит от применяемого в истории и методологии науки «Музея науки» (А.М. Дорожкин), который также предполагает продолжительную деятельность коллектива педагогов исследователей в проблемной ситуации восстановления исторического и моделирования наличного контекстов рождения и развития определённого знания, открытия и т.п.
Исторические, наличные, объективные и субъективные (например, история и причины выбора неких концептуальных идей, принципов и подходов какой-либо школой) контексты выявляются и воплощаются в виде образно и детально описанных проблемных ситуаций, на основе чего группами-участниками Музея разрабатываются и представляются сценарии, визуальные постановки, поставленные методологические дискуссии, диалоги, презентации и пр. Таким образом, всякое знание, проходящее через «Музей инноватики» предстаёт в динамическом аспекте своего зарождения, развития, противоречивости, вариативности, т.е. – как живое, историчное, открытое, развивающееся знание.
На сегодняшний день участники Музея инноваций воплощают свою инновационную идею, конкретизируя деятельность в шести образовательных маршрутах.
- Проектный образовательный маршрут «Образовательный коворкинг».
- Проектный образовательный маршрут в общем инновационном пространстве региона «Социальная организованность и образовательные антропопрактики»
- Проектный образовательный маршрут «Дидактическая инноватика»
- Проектный образовательный маршрут «Сетевое проектирование и сетевой потенциал»
- Проектный образовательный маршрут «Проектно-сетевой институт инновационного образования».
- Проектный образовательный маршрут: «Образовательный ассессмент-центр».
Образовательным результатом деятельности Музея инноваций для его участников является профессионально-позиционное самоопределение педагогов и образовательных организаций – участников инновационных преобразований. Это означает формирование комплекса профессиональных позиций, то есть способов реализации базовых целей и ценностей педагогов в образовательных процессах. |