Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Мастер-класс «Дидактика развивающего образования» памяти В.В. Давыдова

Мастер-класс
«Дидактика развивающего образования»
памяти В.В. Давыдова

20 марта 2017 года на базе МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85» Сормовского района г. Нижнего Новгорода как стажерской площадки кафедры педагогики и андрагогики и федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевого института инновационного образования» состоялась событийная встреча, посвященная В.В. Давыдову. Именно 19 марта 1998 года не стало выдающегося отечественного Педагога XX века, создавшего образовательную систему развивающего обучения и теорию учебной деятельности, и эта встреча – дань его светлой памяти. 

В.В. Давыдов являлся известным противником традиционной системы обучения: он отрицал концентрический способ построения учебных программ, не признавал универсальность использования конкретной наглядности в начальной школе, отстаивая на уроке коллективную мыследеятельность, диалог, дискуссию, деловое общение детей, свободу выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер. Основными принципами его подхода, которые отражают всю ценность методологии развивающего обучения, является применение в рамках проектируемого учебного занятия дедукции на основе содержательных обобщений, содержательного анализа и содержательного абстрагирования, теоретического содержательного обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, содержательной рефлексии.

Мы считаем, что лучшей памятью В.В. Давыдова должно стать проведение учебных занятий по программе развивающего обучения.

Слушатели кафедры теории и практики управления образованием, пришедшие в школу на стажировку, в рамках событийной встречи получили возможность увидеть два учебных занятия в классах, работающих по технологии развивающего обучения:

1. Урок математики в первом классе (учитель начальных классов Н.А. Никифорова) по теме «Часть и целое. Отношение частей и целого» был посвящен решению частных задач по применению открытого способа. На предыдущих уроках учащиеся освоили способ нахождения целого и его части. На данном уроке им предстояло выполнить различные задания на применение способа нахождения целого и его частей, переводя предметно-практические действия в графическую и знаково-буквенную модели, а затем перейти к конструированию нового понятия – уравнения. Ребята открыли для себя способ обозначения неизвестной величины в уравнении и учились читать уравнения, находить в каждом уравнении неизвестную величину, определять, чем она будет являться целым или частью.

2. Урок русского языка «Омонимия сравнительной степени наречий и прилагательных» в шестом классе (учитель русского языка и литературы Э.В. Талецкая) демонстрировал попытку перехода в основной школе от учебных задач к учебно-исследовательским и учебно-проектным задачам. На уроке было выявлено противоречие между имеющимся у учащихся знанием о том, что наречия — неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам и обнаруженным фактом, что есть такие наречия, которые имеют сравнительную степень, образуемую синтаксически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е,-же. Была выдвинута гипотеза, что сравнительная степень характерна не для всех наречий, а только для качественных, образованных от прилагательных. В ходе урока учащиеся с помощью педагога сумели доказать эту гипотезу и внести соответствующие корректировки в имеющуюся модель части речи «наречие».

В завершении событийной встречи заведующая кафедрой педагогики и андрагогики Г.А. Игнатьева представила мастер-класс по гуманитарной экспертизе учебного занятия развивающего типа, и подводя итог встречи, процитировала слова В.В. Давыдова о том, что «в современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею – значит, не знаю». Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность проектировать Будущее».

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть