4
8
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Подразделения

Областная научно-практическая конференция, посвящённая 150-летию М. Горького

В рамках реализации ФЦП «Русский язык» 30 марта 2018-го года была проведена областная научно-практическая конференция, посвящённая 150-летию М. Горького. Цель конференции –– актуализация принципов и способов изучения жизни и творчества М. Горького в современных социокультурных условиях.

На конференцию были приглашены учителя русского языка и литературы Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В выступлениях докладчиков предложена модель изучения монографической темы «М. Горький» в одиннадцатом классе (лейтмотив как конструктивный элемент, определяющий группировку и методическую логику изучения произведений писателя), дан обзор методических разработок учителей в рамках конкурса, посвящённого юбилею писателя; охарактеризована методика работы с иллюстрациями, учитывающая особенности стиля художника; представлен многолетний опыт проведения Горьковских чтений в г. Кулебаки (в чтениях принимали участие школьники из 19 районов Нижегородской области, Нижнего Новгорода и Казани). Кроме того, в двух выступлениях дан развёрнутый обзор публикаций к юбилею М. Горького, подготовленных Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и региональным литературно-художественным журналом «Нижний Новгород».

На конференции были определены перспективы изучения творчества М.Горького в школе. При этом подчёркивалось следующее: 1) необходимо расширение круга произведений, входящих в круг чтения школьников, в связи с чем особое значимость приобретают уроки внеклассного чтения и обзорные уроки; 2) в процессе изучения произведений М. Горького необходимо работать с их образной структурой, при этом обращая особое внимание на повторяющиеся символические образы; 3) следует усилить контекстный подход на уроках по произведениям М. Горького, актуализировав методику сопоставительного анализа; 4) учителям следует освоить методику проведения обобщающих уроков, посвящённых концептам, так как они будут способствовать не только расширению читательского кругозора школьников, но и развитию у них образного и концептуального мышления; 5) в структуру уроков необходимо включать литературоведческий материал, предлагая его школьникам для осмысления и оценки (книги и статьи Г. Гачева, Л. Спиридоновой, П. Басинского, Д. Быкова, С. Сухих и др.).

Зав.кафедрой словесности и культурологии, доктор педагогических наук, доцент М.И. Шутан

Программа конференции

1. Приветствие участникам областной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию М. Горького.

Бармин Н.Ю., доктор социологических наук, доцент, ректор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

2. О перспективах изучения творчества М. Горького в школе.

Шутан М.И. доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

3. Издательские проекты Нижегородского научно-исследовательского государственного университета им. Н. И. Лобачевского к 150-летию М. Горького.

Янина Е.П., кандидат филологических наук, ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

4. Юбилейный номер журнала «Нижний Новгород», посвящённый 150-летию М. Горького. Обзор публикаций.

Борщевская М.Ю., кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

5. Монографическая тема «М. Горький» в одиннадцатом классе.

Усенко Е.А., кандидат педагогических наук.

6. Обзор методических разработок учителей Нижегородской области по творчеству М. Горького.

Дербенцева Л.В., кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

7. Иллюстраторы произведений М. Горького.

Васин А.М., старший преподаватель ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

8. Из опыта проведения Горьковских чтений.

Глоба В.И., учитель СОШ №1 г. Кулебаки.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph