Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Журнал «Новый мир»

Лебедев, А. Живи быстро, умри старым. Песенки, 1962-2016 // Новый мир. – 2019. - №1.

Исповедальная проза про «пятьдесят пять лет сосредоточенного рассеяния». При этом письмо здесь по большей части документальное: это рассказ про 55 песен, которыми автор отмеряет историю своей жизни, то есть каждая из этих песен стала для него «звуковой дорожкой к истории, личной и мировой». И художественной прозой автор делает даже тексты взятых им интервью.

Ионова, М. Приди на Марианненплац : рассказы // Новый мир. – 2019. - №1.

Подборка рассказов, автор которой предлагает современной русской прозе свой вариант соединения «плоти» изображаемого с мыслью, плотью этой рождаемой. «Несущей опорой», объединяющей различные тексты в нечто цельное, становится дилогия «Небесное тело», в которой обозначены основные темы подборки, тональность и образные ряды, в частности, образ героини большинства рассказов.

Тулушева, Е. Небо, любовь моя : рассказы //Новый мир. – 2019. - №1.

Про то, как «неудачник», проигравший в жизни всё, становится победителем, именно «проигрышу» своему благодаря.

Фойт, Л. Кто все эти люди : рассказ // Новый мир. – 2019.- №1.

О типах старомосковской коммунальной жизни – без ностальгического умиления («Понаехали тут!»).

Веселова, Н. Гномики : рассказ; вступит. ст. О. Славниковой // Новый мир. – 2019. - №1.

Дебютная публикация молодого писателя, которой не свойственны ни робость, ни старательность. Уверенная, раскованная манера изложения, жестко выстроенный сюжет с неожиданным наполнением традиционного образного ряда. Рассказ про деревенскую летнюю жизнь девочки-горожанки с отнюдь не безмятежным детским содержанием.

Гоноровский, А. Собачий лес : повесть // Новый мир. – 2019.- №2.

Повесть, написанная на материале раннего «детства» ее главных героев, пришедшегося на самое начало 1960-х, то есть на то время, когда страна все еще привыкала жить без войны и всеохватного ГУЛАГа. Казалось бы, мир героев ограничен размерами поселкового двора и его обитателями, однако рядом «собачий лес», в который героям повести входить без взрослых запрещено. Там – страшное. И там действительно страшное. Только вот дети не могут туда не ходить, как не могут они полностью укрыться от взрослой жизни, поскольку детство – это отнюдь не скорлупа, отделяющая ребенка от реальности. Скорее наоборот – те, на первый взгляд, фантастические образы, которыми отзывается детская психология на логику окружающей жизни, оказываются гораздо более близкими к реальности и ее законам, чем принято считать.

Максютов, Т. Love is : рассказ // Новый мир. – 2019. - №2.

Еще одна вариация на тему: какую судьбу для себя вы выбрали бы, появись такая возможность. Фантасмагорическая проза, написанная строго по канонам прозы социально-психологической.

Георгиевская, Е. Змеиное дерево: малая проза // Новый мир. – 2019. - №2.

Проза – короткая. Емкая. Неожиданная. Метафоричная. Скорее, стихи, записанные прозой.

Музычкин, А. Легко любить тех, кто уходит…: Сборник рассказов // Новый мир. – 2019. - №3.

Сам автор считает, что рассказы его имеют "больше ценности философской, чем художественной", и потому публикация снабжена еще и его комментарием, где автор сообщает о том, ради чего писался каждый из этих вот 19 рассказов, из которых нет двух похожих ни по стилистике, ни по привлеченному материалу (тут проза историческая, социально-психологическая, абсурдистская, фантасмагоричная и др.). Естественно, что в комментариях Музычкин пишет о своем намерении, ну а о том, что получилось у него как художника, а не только как философа, судить читателю.

Покровская, О. Серые глаза: рассказ //Новый мир. – 2019. - №3.

Рассказ о том, Что и как на самом деле делает мужчину мужчиной.

Тяжев, М. Запах : рассказ // Новый мир. – 2019. - №3.

«Запах» мучает офицера милиции, жизнь которого изменилась и сгустилась, глубоко личное неожиданно переплелось со служебным.

Долгопят, Е. Время : рассказ // Новый мир.- 2019. - №3.

Рассказ про то, как вынутый из течения времени – остановленный во времени – жест (микро-эпизод, действие) обнажает скрытое его содержание.

Галина, М. Слишком много действующих лиц : пьеса //Новый мир. -2019. - №3.

Действующими лицами в данном случае вроде как следует назвать героев пьесы – участников телевизионного реалити-шоу, съемки которого составляют основное содержание происходящего на сцене, однако лица, реально действующие в этой пьесе, остаются здесь за кадром. К сказанному следует добавить, что предложенное автором действо явно не вмещается в пространство привычной социально-психологической драмы, которую обещало самое начало пьесы.

Шмараков, Р. Автопортрет с устрицей в кармане : роман (начало) // Новый мир. – 2019. - №4.

Публикация (повторная, дополненная) адресована тем, кто ценит интеллектуальную литературную игру, способен, например, почувствовать послевкусие от чтения автором классического английского детектива (и не только детектива). И при этом «игровое» в шмараковской прозе органично сочетается с чтением вполне серьёзным.

Гаёхо, М. Человек послушный : рассказ // Новый мир. – 2019. - №4.

Рассказ, написанный в жанре антиутопии, автор которого сосредоточен не на создании картины будущего мира, а на том, что это будущее сделает с сознанием человека. Конфигурация будущего устройства человеческого сообщества, которая постепенно возникает и «попутных деталей» в рассказе, также способная произвести достаточно сильное впечатление.

Плиев, С. Не спешите нас хоронить: рассказы //Новый мир. – 2019. - №4.

Мудрость на Кавказе вполне может сочетаться с озорным блеском в глазах, с веселым парадоксом, с иронией и самоиронией, что демонстрируют рассказы владикавказского прозаика.

В. Авченко, А. Коровашко. Костер в океане : Повесть о нерегламентированном человеке (дела, слова и территории Олега Куваева) : главы из книги //Новый мир. – 2019. - №4.

Первые главы из документальной повести о жизни Олега Куваева, к которому приходит сегодня широкое читательское признание. В публикуемых главах – детство, отрочество, юность, учеба в геологоразведочном институте и самое начало биографии геолога Куваева. Одновременно – начало литературной деятельности.

Скобло, В. «Лолита» и все прочие. Статистика «Конкурса эссе к 120-летию Владимира Набокова :участники и упоминаемые произведения // Новый мир. – 2019. - №4.

Публикация текстов-победителей в конкурсе эссе, посвященном 120-летию Владимира Набокова, который проводился редакцией на сайте «Нового мира». Подборку эссе завершает статья Валерия Скобло, взявшего на себя труд проанализировать статистику конкурса – «…статистика показала, что Набоков сегодня на пространстве русского языка – в основном автор «Лолиты». Другие его произведения «Дар», «Другие берега», «Защита Лужина», хотя и широко представлены в эссе, принятых на конкурс, далеко отстают от «Лолиты» по количеству упоминаний – и самого названия романа, и его персонажей. Еще меньше читают английские романы Набокова. Но авторы эссе охватили практически все творчество Набокова – от романов (упомянуты все романы, в том числе неоконченные, а многие подробно и многократно разобраны), стихов, мемуаров, рассказов – до пьес, сценариев и даже дневниковых записей. Нужно отметить и широкий спектр профессий авторов эссе. Литераторы составляют только около половины всех. Студенты и учащиеся составляют 16%. Как пишет Скобло: «можно сделать оптимистичный (хотя и трудно сказать, в какой степени обоснованный) вывод о популярности Набокова в молодежной среде». И это не может не радовать.

Шраер, М. Бунинский бубен. Отголоски учителя в четвертом романе Набокова // Новый мир. – 2019. - №4.

Отношение Набокова с современными ему русскими писателями. Автор пытается определить, кто был прототипом изображенного Набоковым в романе «Подвиг» писателя Сергея Бубнова : Иван Лукаш, Алексей Толстой, Иван Бунин, Георгий Адамович или кто-то еще?

Толстая, А. В дыму вдохновения : Набоков и табак // Новый мир. -2019. - №4.

О курении табака в жизни Набокова-курильщика (страстного) и Набокова-художника, в стихах и прозе которого курение было одной из самых устойчивых метафор («…он тесно связывал курение с творчеством и вдохновением, наделяя табачный дым волшебными свойствами и вплетая его призрачные узоры в прозу и стихи. С самых ранних его стихов клубящийся дым уподоблялся творчеству, а вспышка огня символизировала вспышку вдохновения»).

Пермяков, А. Незабытое, не очень старое. О современной «деревенской» прозе // Новый мир. – 2019. - №4.

Представление сегодняшних русских писателей-«деревенщиков» начинается с анализа одного из самых оригинальных и «неожиданных» писателей – Моше Шанина; далее следует представление незаслуженно остающихся в тени писателей: Натальи Мелехиной, Натальи Ключаревой, Алексея Таранькова, Ольги Гришаевой. Иными словами, перед нами статья, способная перевернуть традиционное представление о самой теме современной русской деревни в сегодняшней литературе.

Малышев И.  Номах. Искры большого пожара : повесть // Новый мир. – 2017. - №1.

Повесть о батьке Номахе (прототип Номаха - Нестор Махно) - историко-романтическое (героическое) повествование о знаменитом анархисте.

Хафизов, О. Грязные девочки : рассказ // Новый мир. – 2017. - №1.

Про энергетику 90-х годов, какой она видится из сегодня; про то, как и из чего складывались судьбы нынешних медиазвезд, – рассказ относительно небольшой по объему, но с исключительно емкими по содержанию картинками ушедшей в историю жизни.

Некрасова, Е. Начало: рассказы // Новый мир. – 2017. - №1.

Соединение образных рядов и строя повествования современной прозы со старорусскими, фольклорными почти интонациями.

Фомин, С. Солнечный львенок: рассказ // Новый мир. – 2017. - №1.

Фантасмагоричная проза молодого прозаика - «…у Сергея Фомина упругий стиль, «хваткое» перо. Его проза интересно интонационно выстроена. Он порой играет на грани фола, но никогда не падает в пошлость» (Басинский).

Березин, В. Полотняный завод. Повесть о пляшущем зайце // Новый мир. – 2017. - №2.

Новый цикл рассказов писателя с неуемной фантазией: про сглаз и колдовство, про судьбу, про запахи земли из-под подушки, врачующей сны, про русского олигарха, проделывающего долгий путь на Восток за «женщиной, которая лечит» и лечит не только физические недуги; и так далее.

Данилов, Д. Человек из Подольска: пьеса // Новый мир. – 2017. - №2.

Писатель, уже закрепивший свой писательский образ в сознании читателя и критики, вдруг выдает текст, вроде как целиком опровергающий освоенный публикой репертуар автора: абсурдистскую пьесу (с абсурдом русским, сегодняшним). Действие пьесы разворачивается в московском отделении полиции, где по одну сторону от стола для допросов задержанный (непонятно за что – не пил, не хулиганил) интеллигент (историк по образованию, редактор газеты, музыкант-любитель), а по другую сторону – грозный, как ему и полагается, российский полицейский (мент)… Но не будет торопиться, достраивая ситуацию и насыщая ее соответствующим содержанием, – действия персонажей действительно выглядят абсурдно, но и с неожиданной – поверх логики и правдоподобия – «жизненной убедительностью».

Амис, Я. Главный вход: рассказ // Новый мир. – 2017. - №2.

Рассказ про девочку, которая любила разные сомнительные места и неправильные компании – «В любимом городе Москва есть парк под названием Сокольники, в который во времена моего детства детям из интеллигентных семей ходить запрещалось. Наша семья считалась интеллигентной: дед «мотал четвертак» в Якутии, где «зона» была почти открытой – бежать оттуда было некуда, только лишь в соседнюю «зону» на Колыму или в Янский залив, впадающий в море Лаптевых…».

Шульпяков, Г. Огонь любви: две новеллы // Новый мир. – 2017. - №2.

Две исторические новеллы из романа «Красная планета», написанные на материале русской жизни шестнадцатого века (смерть царевича Дмитрия и история следствия) и века девятнадцатого – любовная драма как тайная изнанка семейных хроник одного из костромских дворянских родов.

Жолковский, А. «На грани» и другие виньетки // Новый мир. – 2017. - №2.

Новый цикл новелл, написанный в авторском жанре Жолковского «виньетки», развитие уже знакомых его читателю мотивов: филологические, в науке и в жизни, приключения повествователя; жизнь гуманитарной среды по обе стороны океана, на редкость насыщенная и «многоярусная»; упорное постижение автором непостижимого по определению – природы взаимоотношений мужчины и женщины и т. д. Однако в этой публикации будет дополнительный подарок читателю: Жолковский приоткрывает секреты технологии написания «виньеток», основа которых – «не врать», ну и, как вытекающее из этой установки, наличие особых требований к отбору и монтажу в тексте реальных фактов, к использованию деталей, интонационных жестов и т. д.; потому как автору здесь нужно совместить правду жизни с правдой художественной, что далеко не одно и то же.

Данилкин, Л. Владимир Ленин: глава из книги // Новый мир. – 2017. - №3.

Главы про Ленина в 1917 году, о высшей точке в его жизни – приезде в Россию и организации Октябрьского переворота: «Ленин в 17-м — это плутовской роман о приключениях философа в молодой демократической республике. «В такие моменты, как теперь, надо уметь быть находчивым и авантюристом», — говорит Ленин Арманд 19 марта»; «…сюжет о приключениях Ленина выглядит идеальной драматургической конструкцией: эффектная завязка, почти детективная — с погонями, переодеваниями и тревожными паровозными гудками — середина и, наконец, выдающаяся кульминация с триумфальным финалом. Чего в этой редакции было упущено, так это объяснение, каким образом мало кому известный нищий эмигрант, да еще и умудрившийся вызвать ‹…› колоссальный всплеск ненависти по отношению к себе, сумел за семь месяцев превратиться в премьер-министра страны со стосемидесятимиллионным населением. Что заставляло людей — глубоко озадаченных его оскорбительным поведением и эксцентричными предложениями — раз за разом назначать ему следующую встречу?»

Давыдов, Г. Вечер нашей жизни: рассказ // Новый мир. – 2017. - №3.

Неожиданный вариант «жизни в искусстве» – повествование о знаменитом актере, кумире 70–80-х годов прошлого века, и о его жене, актрисой так и не ставшей, но присутствие которой рядом – присутствие «душевное», активное – сделало актерскую карьеру мужа звездной.

Комков, В. Я – немец: рассказ // Новый мир. – 2017. -№3.

Недетский рассказ про детство – про то, чем приходилось платить за право быть в жизни живым, то есть собой.

Новиченков, А. Три пещеры: рассказ // Новый мир. – 2017. - №3.

Текст, который потребует от читателя серьезной перестройки своих привычных навыков восприятия художественной литературы. Текст, скажем сразу, не слишком большой по объему, но достаточно емкий и «протяжный» для сумевшего войти в него.

Исаева, Е. Тюремный психолог: Монопьеса в семи беседах // Новый мир. – 2017. - №3.

Монолог женщины, тюремного психолога, пытающейся разобраться в самой природе преступления, то есть в том, что и почему происходит с человеком, когда он совершает преступление (пере-ступает); и что такое любовь мужчины и женщины, и в чем и как происходит пре-/пере/ступление в любви.

Емельянова, Е. Мой золотой Алма-Атинский квадрат: Повесть о жизни // Новый мир. – 2017. - №4.

Из первых рук – автобиографическая проза, повествующая о том, как на самом деле жили советские люди после войны: в каких домах, каких квартирах, на каких улицах, как одевались, что ели, как работали, как выстраивались взаимоотношения соседей, сослуживцев, как отдыхали; автор описывает жизнь центрального района Алма-Аты 50-60-80-х годов.

Эдин, Е. Глина: рассказ // Новый мир. – 2017. - №4.

Про почву, на которой один из героев рассказа построил могучий дом для будущей жизни своей семьи, и про его семью.

Аристов, С. Мир наизнанку: Главы из книги (начало) // Новый мир. – 2017. - №4 -5.

Художественно-документальное исследование жизни в немецких концлагерях – описание того, какие категории граждан содержались в лагерях, архитектура концлагерей, устройство бараков, быт заключенных, одежда, паек, ежедневное утреннее построение «аппель» (по сути – форма селекции), труд заключенных, формы лагерного самоуправления, лагерные бордели, больницы, смертность и так далее - описание, которое, не теряя свой документальности, выстраивает образ человека в неволе в варианте специфическом, порожденном ХХ веком и в известной степени ставшем одним из символов этого века. Окончание публикации, начатой в апрельском номере, главы из книги о нацистских концлагерях: «Повседневный террор» («Система наказаний в нацистских концентрационных лагерях была, с одной стороны, предметом формальных педантичных бюрократических предписаний, а с другой – областью ничем не контролируемого произвола эсесовцев…»), «Псевдомедицинские эксперименты», «Программа «14 f 13»» (селекция в лагере), Убийство «политических комиссаров» (планомерное уничтожение «политруков» в плену), «Уничтожение по расовым мотивам» (в первую очередь уничтожались евреи и цыгане – «Задачи уничтожения евреев и цыган на оккупированных территориях сначала решались нацистами вне концентрационных лагерей. Особую роль в этом процессе играли специальные карательные отряды – айнзатцгруппы», то есть вне лагерей этими отрядами было уничтожено как минимум 600 000 – 700 000 евреев и 30 000 цыган»).

 

Смирнов, А. Щит Ареса: повесть // Новый мир. - 2017. - №5.

Повесть из жизни греческих богов, в которой античность и наша современность образуют неожиданное, но вполне органичное единство.  «Когда бы грек увидел наши игры…», сокрушался наш поэт, но как показывает текст Смирнова, ничего бы и не произошло, не сильно бы грек удивился – люди не так быстро меняются. Формы жизни меняются, да. Но не ее содержание. И тогда и сейчас – всё те же политические игры, всё та же воинственная спесь солдафонов (у Смирнова это, естественно, Арес, бог войны, курируемый богиней Эридой, втолковывающей ему, что отныне войны «должны объясняться не жаждой крови и насилия, а борьбой за мир, за процветание и благополучие порабощенных народов….», потому как «говорить одно, а делать другое гораздо интересней, чем говорить и делать одно и то же. На этой вилке и строится всё искусство дипломатии. А хочешь быть честным, иди в подпаски и гоняй овец»); и то же противостояние художника и самодура-заказчика (Гефест и Арес), наконец всё та же непредсказуемость чувств, как, скажем, описываемая здесь любовь Киприды и пса Амура - «Всё было встарь, всё повторится снова». Да и сам язык для описания исторической жизни вполне допускает, как у автора этой повести, сочетание гомеровских гекзаметров с современным политическим жаргоном.

Пуханов, В. Один мальчик. Хроники // Новый мир. – 2017. - №5.

Мини-эпос про «одного мальчика», составителю этого анонса напомнившего кортасаровский цикл про хронопов и фамов (возможны варианты), но эпос абсолютно наш, российский – лирико-философский по содержанию, фейсбучно-хохмистый по форме (хохма на самом деле слово ивритское, означает «мудрость»).  Пуханову удалось нащупать и художественно реализовать в этом тексте именно философские потенции сетевого стёба.

Козлов, В. Рассекающий поле: Главы из романа // Новый мир. – 2017. - №6.

Автор – поэт, критик, литературовед, культуртрегер, редактор журнала «Prosōdia» и, как демонстрирует этот текст, прозаик. Стилистика его романа сориентирована на лирико-философскую прозу; повествование выстраивает мотив «дороги» и «путешественника», молодого человека с гитарой, двигающегося автостопом из Ростова-на Дону в Петербург – именно «путешественника», то есть того, кто, в отличие от «туриста», никогда не знает «когда вернется назад» и «каким вернется». Цитата: "Не кажется ли тебе, Сева, что жизнь складывается из людей, которые тебя случайно подбирают — и тем самым оказываются неслучайными? Вы не выбираете друг друга, вы просто оказываетесь за одной партой, в одной комнате общежития, в одной машине. ... Только в какой-то момент оказывается, что других людей в твоей жизни, в общем, и нет. Но и эти люди — разве они в твоей жизни… Они просто в какой-то момент проживали, крутили баранку рядом. А сейчас и вовсе забавно: они все меня везут — а что делаю я? А я бегу от них, шагаю через них. Они помогают мне оказаться там, куда никто из них даже не думает двигаться".

Хафизов, О. Колонна Брюллова : рассказ // Новый мир. – 2017. - №6.

Рассказ о мистике войны и о воинской дисциплине, внешней и внутренней. Главный герой рассказа – немецкий солдат, воевавший когда-то на Восточном фронте, при этом художник и ценитель старинной русской архитектуры, человек с духовными запросами, к тому же внимательно относившийся к знакам «оттуда», но остающийся  прежде всего солдатом.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть