Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Обзор редких изданий из фонда библиотеки НИРО

2016 год в России объявлен Годом Николая Карамзина

12 декабря 2016 года исполнится 250 лет со дня рождения писателя, выдающегося литератора, реформатора русского языка, историка, общественного деятеля Николая Михайловича Карамзина, создателя Истории государства Российского
(Аннотированный библиографический материал с иллюстрациями из фонда библиотеки ГБОУ ДПО НИРО)

«Не дозволяя себе никакого изобретения,
я искал выражений в уме своем,
а мыслей единственно в памятниках…»
(Н. М. Карамзин)


Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах : Книга первая. Т. I, II, III, IV. – СПб . : Типография Эдуарда Праца, 1842. – М . : Книга, 1988. -162с. Репринтное издание «Истории государства Российского», выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П. М. Строева, было подготовлено под наблюдением академика Д. С. Лихачева и доктора исторических наук С. О. Шмидта, оформлением занимался художник Б. В. Трофимов. В предисловии, помещенном в первой книге издания, Д. С. Лихачев, отмечая общую монархическую концепцию «Истории», указывает на монументальность мышления автора и утверждает, что Н. М. Карамзин рассматривал свой труд, прежде всего, как литературный, желая создать занимательное чтение по русской истории. Предисловие самого автора «Истории государства Российского» отмечено эмоциональностью и прекрасным художественным слогом: «Правители, законодатели действуют по указаниям Истории, и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна…. гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, … она питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». В первой книге «Истории» скрупулезно перечислены все письменные источники его труда до XVII века, среди которых: Летописи Нестора и «безыменные»; Степенная Книга, Хронографы; Жития Святых; Родословная книга и даже древние монеты, медали, грамоты и пр. Книга первая включает в себя 4 тома и охватывает период истории России с первых упоминаний в греческих и римских повествованиях (Путешествие Аргонавтов) до княжения великого князя Дмитрия Константиновича (1359-1369 гг.) с примечаниями.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах : Книга вторая. Т. V, VI, VII, VIII – СПб . : Типография Эдуарда Праца,1842. – М . : Книга, 1988. - 82с. Вторая книга включает тома V-VIII и повествует о событиях истории с княжения Дмитрия Донского (1363-1389 гг.) до «государствования» Иоанна IV (1559-1562гг.) и подробные примечания к каждому тому.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах: Книга третья. Т. IX, X, XI, XII – СПб . : Типография Эдуарда Праца,1843. – М . : Книга, 1989. - 147с. Третья книга издания включает тома IX-XII и охватывает события истории России с Царствования Иоанна Грозного (1560-1564) по период «Междуцарствия»(1611-1612 гг.). Кроме этого, в книге размещены приложения к XII тому : «Перечень происшествий, собственноручно выписанных Историографом из главнейших материалов, коими он пользовался для сочинения XII тома» и «О Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях (отрывок из рукописи Историографа)». Последнее приложение взято издателем из статьи Н.М. Карамзина, сочиненной им для императора Александра по совету Великой княгини Екатерины Павловны и было частично опубликовано в «Современнике» А. С. Пушкина в 1837 году. Как пишет издатель, Н. М. Карамзин желал в заключение окинуть взглядом последующие времена истории Российской до современных ему дней, но не успел. Статья написана им еще в 1811 году.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах: Книга четвертая: Ключ, или Алфавитный указатель, составленный П. М. Строевым. – СПб . : Типография Эдуарда Праца,1844. – М . : Книга, 1988. - 147с.
Четвертая книга содержит «Ключ к истории государства Российского», состоящий из трех указателей. Первый – указатель имен личных: пятнадцать родословных росписей (Князей всех уделов). Второй - названия географические. Третий – предметы «примечательные». Кроме этого, в книгу вошли сопроводительные статьи к репринтному воспроизведению издания пятого «Истории государства Российского» : «Колумб русской истории» Ю.М. Лотмана, «Н. М. Карамзин - историк» В. П. Козлова, «История государства Российского» в культуре дореволюционной России» С. О. Шмидта, «Издатель И. Ф. Эйнерлинг (Биографическая справка)» А. П. Толстякова.


Карамзин, Н. М. История государства Российского. В 3-х кн. / Н. М. Карамзин; [текст печатается по изданию : Н. М. Карамзин. История государства Российского : в 3 кн. 5-е изд. СПб. : Издание Н. Эйнерлинга,1842]. – СПб. : «Кристалл»; «Респекс», 1998. - (Библиотека мировой литературы). – 20 000 экз. Кн.1.: Тома I, II, III, IV. – 703c. – В прил. : статья от редакции об истории написания труда и его особенностях; Автобиография Н. М. Карамзина. Кн. 2. : Тома V, VI, VII, VIII. – 749с. Кн. 3. : Тома IX, X, XI, XII. – 781с.
Карамзин, Н. М. История государства Российского: в 6 книгах : [в 12 авторских томах Н. М. Карамзина, по 2 тома в одной книге; вступит. ст. В. Г. Перельмутера; оформление А. А. Волошина] / Н. М. Карамзин. - М. : Изд-во «Книжный сад», 1993. – На пер. только авт. - 100 000 экз. Н.М. Карамзин об истории государства Российского / сост. А. И. Уткин; отв. ред., автор очерка о Н. М. Карамзине и примеч. С. О. Шмидт. – М . : Просвещение, 1990. – 384 с. – (Биб-ка учителя истории, основ Сов. государства и права, обществоведения). Книга составлена из выбранных в соответствии со школьной программой отрывков из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826). Издание преследует цель ознакомить учителей с научным наследием известного русского писателя и историка, предоставляет им возможность использовать данные материалы на уроке.

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить
с влиянием Екатерины на общество:
он сделал литературу гуманною»
(А. И. Герцен)

Карамзин, Н. М. Избранные сочинения. В двух томах. Т 1. : [вступ. ст. П. Беркова, Г. Макогоненко; оформление Х. Сайбаталова]. – М.–Л . : Художественная литература, 1964. - 809 с. Обширная вступительная статья к изданию, составленная П. Берковым и Г. Макогоненко, очень подробно излагает основные этапы жизни и творчества Н. М. Карамзина (С.5-76). Авторы указывают на недостаточность внимания литературоведов к изучению творчества Карамзина как критика и публициста: в историю русской литературы Н. М. Карамзин вошел как автор «Писем русского путешественника», повестей и стихотворений, как создатель школы русского сентиментализма и реформатор литературного языка. В I том «Избранных сочинений» как раз и вошли «Письма русского путешественника» и повести: «Бедная Лиза». «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Марфа-посадница…», «Моя исповедь», «Чувственный и холодный», «Рыцарь нашего времени», а также примечания к ним.
Карамзин, Н. М. Избранные сочинения. В двух томах. Т 2.: Стихотворения : [сост., подготовка текста и прим. Г. Макогоненко]. – М. –Л . : Художественная литература, 1964. - 591 с. Второй том издания включает 22 стихотворения Н. М. Карамзина, обширный раздел критических статей, 8 публицистических статей и главы из «Истории государства Российского» с примечаниями и указателем имен.
Карамзин, Н. М. Избранные статьи и письма : [сост., вступит. ст. и коммент. А. Ф. Смирнова]. – М. : Современник, 1982. – 351с., портр. – (Б-ка «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). В статьях и письмах Николая Михайловича Карамзина, содержащихся в книге, изложены его взгляды на крупнейшие явления русской и европейской культуры конца XVIII – начала XIX века, содержатся оценки творчества целой плеяды деятелей отечественной литературы : Державина и Дмитриева, Батюшкова и Жуковского, молодого Пушкина и Крылова.
Карамзин, Н. М. Записки старого московского жителя : Избранная проза : [сост., предисл. и примеч. В. Б. Муравьева]. – М . : Московский рабочий, 1986. – 527 с. – (Литературная летопись Москвы). В сборник включены избранные прозаические произведения русского писателя Н. М. Карамзина. Среди них повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница», сказки, рассказы и очерки, рассказывающие о быте современной писателю Москвы, о ее истории – «Записки старого московского жителя», «Путешествие вокруг Москвы», а также главы из «Истории государства Российского». Книга иллюстрирована материалами, подобранными из фондов Музея истории и реконструкции Москвы П.Ф. Николаевым, в частности, здесь можно увидеть миниатюру на эмали 1790-х годов с изображением Н. М. Карамзина, литографии 1850-х годов с видами Москвы, титульный лист «Московского журнала» Н.М. Карамзина, рисунки жанровых сценок, посвященных быту Москвы XVIII века, и многое другое.
Карамзин, Н. М. Полное собрание стихотворений : [вступит. статья, подготовка текста и примечания Ю. М. Лотмана]. – М .–Л . : Советский писатель, 1966. – 424с. – (Библиотека поэта. Большая серия). Издание приурочено к 200-летию со дня рождения Н. М. Карамзина и является полным собранием стихотворных произведений (160 стихотворений поэта, 6 приписываемых ему и варианты) замечательного писателя, публициста, критика и историка. В предисловии отмечается его вклад в обновление тематики поэзии и реформирование литературного языка. Именно в его творчестве, как пишет Ю.М. Лотман, «были намечены те принципы лиризма, которые разрабатывались в дальнейшем Жуковским, Батюшковым и другими поэтами начала XIX века». Особого внимания заслуживает собственно статья Ю. М. Лотмана «Поэзия Карамзина», предваряющая сборник и глубоко и всестороннее анализирующая поэзию Н. М. Карамзина, которому «по праву принадлежит место в ряду лучших представителей русской интеллигенции XIX века». В издание также включен состав основных прижизненных сборников стихотворений Н. М. Карамзина и словарь мифологических имен. Среди иллюстраций можно найти несколько портретов Н. М. Карамзина разных лет кисти Тропинина, Венецианова, Кюнеля и Дамона, а также автограф стихотворения «Тень» и титульный лист альманаха «Аониды»,1796 г.
Н. Карамзин. И. Дмитриев : Избранные стихотворения : [вступит. статья, подготовка текстов и прим. А. Я. Кучерова]. – Л. : Советский писатель, 1953. – (Библиотека поэта: Большая серия). Написанная в 1953 году вступительная статья А. Я Кучерова несет в себе все приметы советского литературоведения с его поисками в творчестве поэта «прогрессивных», «народных» и «антимонархистских» мотивов. Несмотря на это, здесь можно найти интересные сведения об основных мотивах поэзии Н. М. Карамзина, полемике вокруг нее, отношении к наследию Н. Карамзина известных критиков и писателей его времени и пушкинской поры. Представляют интерес и рассуждения о роли Н. М. Карамзина в создании русского литературного языка. В издание включены титульные листы сборника «Аглая» и альманаха «Аониды», издававшихся Н. М. Карамзиным.
Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника. Повести [сост. Н. Н. Акопова; предисл. Г. П. Макогоненко; прим. М. В. Иванова]. – М . : Правда, 1982. – 808с. : ил. В издании представлено одно из лучших произведений русского писателя Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника» (1790-1799) , а также его повести «Бедная Лиза»(1792) и «Остров Борнгольм» (1793). Как пишет в предисловии Г. П. Макогоненко, «Карамзин просвещал и воспитывал своих читателей, учил ценить достижения человеческого ума, культуру людей разных наций, понимать жизнь и обычаи других народов и любить свою родину; заставляя вслед за Русским Путешественником задумываться над важнейшими проблемами жизни человека, народов и любимой России…». Гравюры, опубликованные в издании, воспроизводятся по книге Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника». СПб, 1887.

«Ты берешься за перо и хочешь быть автором:
спроси же у самого себя, наедине, …искренно: каков я?
Ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего…»

Благой, Д. Д. Карамзин и его школа. Дмитриев // История русской литературы XVIII века. – М . : Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1945. – С.382-414. «Примиряющим» все социальные противоречия, идеалистическим и субъективистским назвал сентиментализм Карамзина доктор филологических наук профессор Д. Д. Благой в соответствующем разделе своей работы «История русской литературы XVIII века», но отметил, что именно он – «непосредственный предшественник романтизма Жуковского». Подробно описывая литературную деятельность Н. М. Карамзина, автор особо останавливается на «Письмах русского путешественника», называя его «первым большим выступлением Карамзина в литературе» и одним из наиболее «значительных его литературно-художественных произведений вообще». Тщательно анализируя «Повести» писателя, Д. Д. Благой указывает на то, что только Пушкину в своих «Повестях Белкина» удалось осуществить те художественные тенденции, которые были намечены Н. М. Карамзиным. Особое внимание уделено литературной деятельности Н. М. Карамзина, связанной с развитием русского литературного языка. «Слог его изумил всех читателей…. Ломоносов создал язык. Карамзину мы обязаны слогом русским», - пишет Н. И. Греч. Кроме этого, профессор Благой отмечает, что Карамзин стал первым русским писателем, творчество которого получило широкую европейскую известность.
Державин и Карамзин в литературном движении XVIII- начала XIX века / [под ред. П. Н. Беркова, Г. П. Макогоненко, И. З. Сермана ; Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом)]. – XVIII век. сб.8. – Ленинград : Изд-во «Наука»,1969. В предваряющей редакционной статье подчеркивается, что цель сборника – показать сложность и яркое своеобразие литературной позиции Карамзина и Державина как «соединительного звена между литературой XVIII века и литературой XIX века». В сборник вошли статьи авторов, стоящих на разных позициях при оценивании творчества писателей, что позволяет составить представление о всем спектре мнений об их значении в истории русской общественно-литературной жизни. Среди прочих мы встретим здесь статью одного из редакторов сборника П. Н. Беркова «Державин и Карамзин в истории русской литературы XVIII - начала XIX века»; переводную статью А. Кросса «Разновидности идиллии в творчестве Карамзина»; статью В. А. Тепловой «Вестник Европы» Карамзина о Великой французской революции и формах правления»; Т. С. Карловой «Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина»; перевод М.А. Арзумановой английской рецензии из «Письма русского путешественника» из бумаг А. С. Шишкова; «Н.Д. Кочеткова, Г. М. Фридлендер , Ф. Зольгер о Карамзине» и многие другие.
Гуковский, Г. А. Карамзин // Русская литература XVIII века: учебник / вступит. ст. А. Зорина. – М. : Аспект-Пресс, 1999. – С.423-450. В своей характеристике творчества Карамзина Г. А. Гуковский ссылается на мнение В. Г. Белинского: «Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу. Он преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной речи. Своим журналом, своими статьями о разных предметах и повестями он распространял в русском обществе познания, образованность, вкус и охоту к чтению. При нем и вследствие его влияния тяжелый педантизм и школярство сменилось сентиментальностью и светской легкостью, в которых много было странного, но которые были важным шагом вперед для литературы и общества. Повести его ложны в поэтическом отношении, но важны по тому обстоятельству, что наклонили вкус публики к роману, как изображению чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни людей».

«Я плачу, следовательно, я человек» (Н. М. Карамзин)

Сапченко, Л. А. «Мы любим друг друга не для счастия любви…» : Н.М. и Е.А. Карамзины // Литература в школе. – 2016. - №11. – С.2-7. Может ли человек быть счастлив на земле? К этому вопросу Карамзин обращался в своей поэзии, прозе, публицистике, в письмах. Разочаровавшись в достижимости общественного блага, испытав глубочайшие бедствия в семейной жизни, писатель до последних дней не терял способности любить – «не для счастия», а потому, что не мог иначе. В статье впервые публикуются фрагменты переписки Н.М. Карамзина и Е.А. Карамзиной.
Сапченко, Л. А. Письма Н. М. Карамзина на уроках по биографии и творчеству писателя / Л. А. Сапченко, А.А. Шишкина // Литература в школе. - 2015. – С.15-19. Эпистолярное наследие писателя помогает преодолеть стереотипы восприятия его личности и творчества. Это наследие содержит уникальный нравственный потенциал. В нем отразилась выстраданная писателем истина, подведены религиозные и нравственные итоги: невозможность земного счастья, непознаваемость и непредсказуемость российской истории, понимание смысла жизни не как писательства или историографства, а как дружбы, взаимопонимания и творения добра.
Мурашова, О. А. Трагедия бедной Лизы: урок по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». IX класс // Литература в школе. – 2012. - №7. – С.28-31. Урок знакомит учащихся со своеобразием сентиментальной повести Карамзина, заставляет задуматься о причинах гибели главной героини и извлечь из этого нравственные уроки. Большое внимание уделяется средствам психологической характеристики героев.
Соловей, Т. Г. Уроки по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Уроки литературы. – 2011. - №7. – С.9-15.
Севастьянова, Е. К. «Я плачу, следовательно, я человек» : Урок-семинар по повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». VIII класс // Уроки литературы. – 2011.- №7. – С.2-9.
Проведение уроков (2 часа) на такую тему автор объясняет двумя причинами. Во-первых, необходимо поднять «статус» сентименталистов, чтобы у учащихся не было пренебрежительного к ним отношения. Во-вторых, разговор о слезах как проявлении чувств необходим детям: им нужно научиться понимать себя, свою душу. На фоне уменьшающего числа передач на ТВ, которые развивают добрые начала у подростков, учат их размышлять, необходимо повести с ними разговор о слезах, об их спасительной и очистительной силе. Чтобы дети могли не только посмеяться над кем-то, но и поплакать, чтобы росли добрыми и милосердными, а значит, сильными и счастливыми.

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ

А.С. ПУШКИНА

 

Обзор редких изданий из фонда библиотеки НИРО

 

Среди ценных книг, хранящихся в фонде редкой книги библиотеки института, можно обнаружить не только педагогическую, учебную и психологическую литературу, которая свидетельствует о непреходящем значении истории развития образования. Представлены здесь и великолепные издания, посвященные истории искусств, русской и зарубежной культуры. Педагогам–культурологам, учителям истории и изобразительного искусства наверняка интересно будет познакомиться с двумя чудесными изданиями, рассказывающими об известнейшем Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, который совсем недавно отметил свой 100-летний юбилей.Первое издание – альбом с 20 репродукциями, приложением подробного описания истории создания музея и экспонатов на русском и английском языках.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.- М.: Государственное издательство «ИСКУССТВО»,1939.

Сопроводительный текст на английском языке оформлен в виде респектабельной брошюры альбомного формата и содержит 21 страницу подробного описания истории музея и иллюстрируемых экспонатов.

Благодаря этому материалу, можно узнать, что идея создания музея западного искусства в Москве в виде коллекции слепков с памятников мировой скульп­туры зародилась еще в начале XIX века. В 60-х годах XIX столетия благодаря усилиям ря­да московских профессоров при Университете был организован Кабинет изящных искусств, служивший наглядным пособием для студентов, изучавших историю искусства. Этот Кабинет был предшественником музея. Постройка спе­циального здания для музея по проекту архитектора Р. И. Клейна была закончена в 1912 го­ду, но вплоть до 1917 года музей существо­вал как подсобный учебно-педагогический музей слепков при Московском университете.

В дальнейшем музей превратился в самостоятельное художественное учреждение. Открылись новые отделы. Первоклассные подлинники западноевропейского и античного искусства влились в состав коллекций музея.

В 1937 году по постановлению советского правительства в связи со 100-летней годовщи­ной со дня смерти А. С. Пушкина музею было присвоено имя великого русского поэта.

 

В настоящее время Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоит из отделов: искусства Древнего Востока, искусства Античности, искусства Западной Европы, Гравюрного кабинета, научной библио­теки, нумизматического кабинета, отдела рестав­рации и консервации и политико-просветитель­ного отдела.

Назовем только несколько жемчужин музея, представленных в описываемом издании.

Печать царя Артаксеркса. Залцедон. Выс. 2,8. Диаметр 1,5. 465/4 — 425 гг. до н. э.

В отделе Древнего Востока наиболее ценным экспонатом считается цилиндрическая печать персидского царя Артак­серкса I, шедевр глиптики эпохи Ахеменидов, которую можно увидеть в коллекции альбома.

Собрание памятников Древнего Египта охва­тывает все эпохи египетской истории, начиная с архаики и кончая временем распространения христианства (коптская культура).

Коптская ткань с изображением бога Нила. Лея и шерсть. 31 X 30. Эллинистическая эпоха III в. н. э.

Голова Афины. Мрамор. Выс.54. Начало III в. до н.э.

Гордостью музея является мраморная голова Афины из Александрии, начала III века до н. э. — один из лучших оригиналов александ­рийской скульптуры.

Рембрандт представлен шестью полотнами, среди которых - знаменитая «Эсфирь».

Рембрандт Харменс Ван Рейн. 1606—1669.«Ассур и Аман на пиру у Эсфири». (1660 г.) Холст. Масло. 71,5X95.

В коллекции испанской школы следует особенно отметить редкие и ценные кар­тины Фортуни («Заклинатели змей», «Люби­тели гравюр», «Домик в горах»).

Фортуни Мариано. 1838—1874. «Заклинатели змей». (1870 г.) Дерево. Масло. 59 X 133. Подписана и датирована.

Гордостью картинной галереи являются произ­ведения художников барбизонской школы, по­добранные с такой большой полнотой, которая редко встречается за пределами Франции (14 картин Коро, 8 — Курбэ, 10 — Добиньи).

Курбе Густав. 1819—1877. «Море у берегов Бретани». Холст. Масло. 103 X 126.

Второе издание, посвященное коллекциям Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, - это книга А. Стрелкова «Фаюмский портрет».

Стрелков, А. Фаюмский портрет: Исследования и описания памятников / под общ. ред. А.Н. Тихонова.- М.: ACADEMIA, 1936.

Как сказано в предисловии, предлагаемое издание является первой полной публикацией фаюмских портретов, находящихся в российских собраниях (главным образом, в собраниях Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа).

В данном труде автор ставил своей задачей не только дать описание представляемых памятников, но и стремился выяснить вопросы их датировки и стиля, а также счел необходимым указать место живописи греко-римского Египта в истории искусства эллинистического Востока. Поэтому первый большой иллюстрированный раздел издания так и называется: «Фаюмский портрет и живопись эллинистического Востока». Желая особенно заострить внимание читателя на вопросах исторических и стилистических, автор вынес в примечания весь вспомогательный материал, а также выделил в виде особого очерка анализ живописной техники фаюмского портрета. Данный раздел книги автор в основном посвятил изложению своих наблюдений над технической стороной обследованных им памятников.

Далее следует непосредственно «Описание памятников Государственного музея изобразительных искусств», в котором подробно и обстоятельно характеризуется каждый из 26 фаюмских портретов собрания.

Вот, например, как представлен один из лучших памятников среди известных фаюмских портретов.

Портрет пожилого мужчины. Изображение погрудное.

  • Описание технического состояния, размеров и формы доски, на которой выполнен портрет.
  • Далее - собственно описание изображенного человека: «…..Лицо бритое, довольно худое…; серые, глубоко посаженные глаза; тонкие губы с …опущенными углами; подчеркнутый подбородок; впавшие щеки, резко обозначающие скулы; ….коротко подстриженные, черные, седеющие, гладко причесанные волосы. Одежда – белый хитон, поверх которого накинут на левое плечо темно-голубой плащ.

    Тело передано желто-розовым цветом, сквозь который просвечивает приглушенный румянец щек……. Мастер везде пользовался системой добавочных тонов. ….Внимательное рассмотрение мазков показывает, что мастер был хорошо знаком с анатомией и располагал мазки, имея в виду систему мускульного покрова….».

  • Состояние красочного слоя: «Портрет писан восковыми красками. Кое-где, видимо после того, как портрет был уже почти закончен, пользовались металлическим инструментом (брови, веки, ресницы, глазные впадины…). Все остальное исполнено кистью».
  • «Доска имеет несколько сквозных горизонтальных трещин……Между ними тоже горизонтальные, менее заметные трещины. Фон местами исчез, например, у правой щеки. Под исчезнувшим живописным слоем виден светло-коричневый подмалевок. … ».

 

В заключение формулируются предположения о социальной принадлежности портретируемого, датировании работы, а также отнесении изображения к какой-то живописной традиции.

«Портрет писан, несомненно, с натуры, при жизни портретируемого. В памятнике наличествует исключительно удачное сочетание натуралистической трактовки модели с глубоким художественным реализмом. Портрет принадлежит, бесспорно, к той группе изображений, в которых одни хотели видеть проявление античного импрессионизма, другие – так называемого иллюзионизма.

Портретируемый принадлежал, по-видимому, к римской части населения. Время возникновения – вторая половина I века н.э. или первая четверть II века н. э.».

 

Последняя часть книги представляет собой «Описание памятников Государственного Эрмитажа» - фаюмские портреты, содержащиеся в коллекции собрания Санкт-Петербургского музея.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть