2
7
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Подразделения

Социальное партнерство в воспитании школьников

Социальное партнерство в воспитании школьников

Шадрина, Е.В., библиограф библиотеки НИРО

 

  В 2005 г. библиотека института уже публиковала на страницах сайта ГОУ ДПО НИРО библиографию «Социальное партнерство в образовании», где названы нормативные документы, закрепляющие основы социального партнерства в образовании и дается подробное толкование самого термина и направлений его развития применительно к  образованию и воспитанию:

  1. партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  2. партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства;
  3. партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества, что  позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

В качестве социальных партнеров могут выступать промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования и, конечно, учреждения профессионального образования.

Так, в предлагаемом библиографическом материале упомянута статья Е.Г. Королевой, где рассматривается проблема воспитания гражданственности у школьников средствами русской словесности в условиях социального партнерства школы с культурными и общественными учреждениями социума [17].

Организации сложной и разветвленной системы социального партнерства среднего профессионального образовательного учреждения, партнерами которого выступают и учебные заведения СПО и ВПО, и научно-исследовательские центры и институты, и управление образованием, и учреждения занятости, здравоохранения, и родительский комитет, -  посвящена статья А.В. Манторовой [20].

Об организации социального партнерства между работодателями, предъявляющими определенные требования к квалификации выпускников, и образовательными учреждениями, готовящими конкурентосопособных специалистов, можно прочитать в статье П.И. Самойленко и Т.В. Гериш [30].

Сегодня многие школы работают над созданием эффективной модели взаимодействия с детьми, семьей и внешним сообществом. Своим опытом создания программы такого взаимодействия  делится Е.Терехина на страницах журнала «Директор школы» [35]. О модели интегративного типа, представляющей объединение учреждений образования и социокультурной сферы по различным направлениям социально-педагогической деятельности, рассказывают А. Хлопченкова и Л. Волкова в журнале «Школьное планирование»[39].

     Об  основаниях проектирования воспитательного процесса школы на основе возможностей социально-педагогического партнерства, реализуемого  через мини-проекты,  участниками и адресатами  которых выступают обучающиеся, их родители и педагоги, можно  прочитать в  статье М.В. Бывшевой [6].

   О важности взаимодействия семьи и школы в деле формирования гражданской идентичности личности учащихся, приобретающем особую актуальность в условиях социокультурной модернизации образования и перехода российского общества к инновационному развитию, говорится и в одноименной статье Х.Т. Загладиной [13].

   В современном образовательном учреждении меняется многое: его структура и содержание, позиция педагогов и воспитанников, микроклимат их взаимоотношений, методика и содержание обучающих и воспитывающих занятий.

   Путь к оптимальной модели взаимодействия педагогов с родителями воспитанников лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов. Именно на сферу воспитания распространяется потребность в целевом, системном регулировании. Поэтому сегодня необходимо выработать социально-педагогическую технологию, ориентированную на духовное становление подрастающего поколения и подготовку учителя, способного профессионально развивать и укреплять систему демократических партнерских отношений с родителями учащихся. Таков взгляд на проблему автора  работ о системе взаимодействия школы и семьи И.А. Хоменко [40.41].

       Предлагаемый библиографический материал призван помочь педагогам, воспитателям и руководителям системы образования пополнить и расширить свои знания по теории и практике использования социального партнерства в воспитании школьников.

  1. Алейникова, И.  "Школы отбираем по заинтересованности" // Управление школой: методическая газета для школьной администрации.-2011.-№8.-С.41-43.
  2. Александрова, В. П.  Социально-педагогическое партнёрство // Биология: учебно-методическая и научно-популярная газета для учителей биологии, экологии и естествознания.-2011.-№12.-С.12-17.
  3. Алиева, Т.  Социальное партнерство или рассогласование ожиданий // Дошкольное воспитание.-2010.-№9.-С.35-38.
  4. Ариян, М. А.  Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка // Иностранные языки в школе.-2011.-№7.-С.13-18.
  5. Белоглазова, А. П.  Социальное партнерство - одно из направлений развития учреждения ДО // Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№3.-С.15-18.
  6. Бывшева, М. В.  Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель со-бытия и со-действия / М.В. Бывшева, А.Н. Шулика // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.-№1.-С.47-45.
  7. Волкова, Н.  Социальное партнерство образовательного учреждения : выстраиваем стратегию и тактику взаимодействия с семьей "группы риска" // Воспитательная работа в школе.-2009.-№7.-С.54-57.
  8. Глазкова, З.Ю.  Взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями в социальном проектировании // Воспитание школьников.-2012.-№10.-С.42-44.
  9. Григорьев, Д. В.  Школа и семья: социальное партнерство в воспитании / Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова // Классный руководитель.-2012.-№3.-С.85-88.
  10. Григорьев, Д.   Школа и родители: социальное партнерство // Воспитательная работа в школе.-2009.-№1.-С.47-51.
  11. Грищенко, В.Н.  Социальный характер воспитания : актуальность воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№3.-С.57-58.
  12. Дутова, О. В.  Опыт социального воспитания подростков - выпускников интернатных учреждений средствами социально-культурной деятельности // Человек и образование.-2011.-№1.-С.63-68.
  13. Загладина, Х.Т.  Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы
    // Воспитание школьников.-2012.-№4.-С.10-14.
  14. Иванов, А.В.  Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // Alma mater.-2010.-№6.-С.37-46.
  15. Кожурова, О.  Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты // Воспитательная работа в школе.-2009.-№6.-С.21-25.
  16. Кондакова, Е.  Как сделать семью партнером в воспитании детей // Сельская школа.-2012.-№6.-С.35-41.
  17. Коротаева, Е. Г.   Гражданское воспитание школьников в процессе изучения русской словесности в условиях социального партнерства // Педагогическое образование и наука.-2009.-№6.-С.94-98.
  18. Кузнецова, Е.А. Экологическое воспитание старших дошкольников через социальное партнерство с музейно-выставочным центром (проект) / Е.А. Кузнецова, Г.А. Тугова //Методист.-2012.-№10.-С.61-63.
  19. Лялина, С. Б.  Социальное воспитание в процессе социализации // Среднее профессиональное образование.-2011.-№8.-С.35-37.
  20. Манторова, А. В.   Формирование системы социального партнерства // Справочник руководителя ОУ.-2009.-№5.-С.74-80.
  21. Мартина, Н.  Социальное партнерство: эффективная модель профильного обучения // Школьное планирование.-2010.-№8.-С.19-41.
  22. Мащенко, О.Н.  Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука.-2011.-№1.-С.47-50.
  23. Никкинен, Е. К.  Перспективы частно-государственного партнерства в сфере решения проблемы здоровья обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях РФ // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.78-82.
  24. Палилова, Н.А.  Профориентация и социальное партнерство как факторы развития творческого потенциала школьников // Одаренный ребенок.-2011.-№3.-С.86-89.
  25. Пономарёва, Л.Г.  Производственный труд - замечательный педагог / Л..Г. Пономанева// Социальная педагогика.-2012.-№4.-С.72-78.
  26. Пономарева, О. Л.  Социальное партнерство как важнейшее условие работы семейного клуба // Управление качеством образования.-2010.-№7.-С.60-65.
  27. Путинцева, И. Г.   Управляющий совет гимназии как форма социального партнерства // Справочник руководителя ОУ.-2009.-№3.-С.50-56.
  28. Русаков, А.Я.  Методика оценки эффективности социального партнерства / А.Я. Русаков, И.Н. Митько // Управление современной школой. Завуч.-2012.-№8.-С.66-76.
  29. Рыбак, Е.  Аксикреативные потенциалы социального образования молодых родителей в условиях дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание.-2011.-№8.-С.101-106.
  30. Самойленко, Л. И.   Формирование социального диалога и партнерских связей в условиях интеграции колледжей и высоких технологий отраслевых предприятий / Л.И. Самойленко, Т.В. Гериш // Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№4.-С.48-53.
  31. Симакова, Т.  Современная семья и образование: на пути к партнерству // Народное образование [электронная версия].-2009.-№9.-С.214-219.
  32. Соусова, Л.П.  Социально-педагогическое партнерство центра детского (юношеского) технического творчества и общеобразовательных учреждений города // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.46-48.
  33. Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья детей: инновационные подходы: пособие для педагогов. Ч. 1 / науч. руков. и отв. ред. О.С. Гладышева; сост. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО; МАОУ СОШ № 187 с углубл. изуч. отд. предметов.- Н.Новгород: Изд-во НИРО,2012.
  34. Социальное сотрудничество в решении воспитательных задач (по материалам Республиканского эколого-биологического центра учащихся Минобразования Республики Марий Эл). – М.: АПКиПРО,2004.-28с.
  35. Терехина, Е.  Школа партнерского взаимодействия // Директор школы.-2011.-№2.-С.54-60.
  36. Тарасова, Н.В.Содержание и организация процедуры независимой общественной оценки основной общеобразовательной программы и деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства / Н.В. Тарасова, Н.И. Пьянкова //Методист.-2012.-№10.-С.52-58.
  37. Тюпина, О.Т.   Социальное партнерство: сельская школа и местное сообщество / О.Т. Тюпина // Директор сельской школы.-2009.-№2.-С.71-83.
  38. Федосов, А. Ю.  Методические подходы к решению задач социального воспитания в пропедевтическом курсе школьной информатики / А.Ю. Федосов // Начальная школа плюс до и после.-2010.-№12.-С.7-11.
  39. Хлопченкова, А.  Социально-педагогическое партнерство : структура, содержание, планирование образования / А. Хлопченкова, Л. Волкова  // Школьное планирование.-2010.-№1.-С.3-29.
  40. Хоменко, И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Кн.1. Информирование / И.А. Хоменко. - М.: Сентябрь,2009.-160с.
  41. Хоменко, И. А. Семья как педагогическая система и партнер школы / И.А. Хоменко // Народное образование [электронная версия].-2009.-№8.-С.123-127.
  42. Чепурышкин, И.  Школа и социум : пути взаимодействия / И. Чепурышкин // Социальная педагогика.-2009.-№4.-С.19-22.
  43. Червонный, М.А.  Академическая мобильность школьников как фактор развития современного школьного образования: модель социального сопровождения интеллектуально одаренных детей / М.А. Червонный, А.А. Власова, Т.В. Швалева, Е.И. Цвенгер // Одаренный ребенок.-2012.-№6.-С.22-27.
  44. Чукавина, С.А. Программа «Сотрудничество» / С.А. Чукавина, Л.Ф. Бояршинова // Классный руководитель.-2012.-№3.-С.89-96.
  45. Шахматова, Т.  Социальное партнерство: варианты для школы : оценка развития - корректирующие действия / Т.Шахматова // Народное образование [электронная версия].-2009.-№8.-С.117-122.
  46. Шепелева, Г.Г.  Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие / Г.Г. Шепелева, С.В. Сатикова // Воспитание школьников.-2012.-№5.-С.24-30.
  47. Школа гражданского сообщества: из опыта работы нижегородской МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов / авт.-сост.: И.М. Богданов, Н.А. Сысоева. - Н.Новгород: Изд-во НИРО,2012.
  48. Школа и общество: взаимодействие  и партнерство. Государственно-общественное управление  как ресурс развития современной школы: научно-методическое пособие / под ред. Н.Ю. Конасовой; научн. ред. И.В. Гришина. - СПб.: СПб АППО,2010.-110с. – (Постдипломное  образование педагога).
  49. Щербо, И. Н.  Социальное партнерство - путь познания и изменения себя // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№2.-С.52-54.
  50. Яковлев, С. В.  Методика аксиометрического исследования социальной зрелости личности учащихся общеобразовательной школы // Методист.-2012.-№2.-С.9-16.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph