Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Формирование школьного коллектива

Формирование школьного коллектива

 

      Если в 20-е гг. XX века в отечественной теории воспитания  коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов, а в 80-е гг. сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном един­стве разнотипных коллективов детей и взрослых, то в 90-е гг. теория коллектива дополнилась понятием воспитатель­ной системы.

    «Коллектив детский воспитательный – созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих  общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности», – такое определение дается в Педагогическом словаре  Г.М. Коджаспиро­вой[1]. В соответствующей статье Педагогического энциклопедического словаря [2] в качестве важнейшей категории педаго­гики называется воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных и относительно само­стоятельных  – коллектива воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогического коллектива).

  А.М. Каменский считает такой подход непродуктивным и включает в единый и неделимый  школьный коллектив на равных правах с учащимися и педагогами технических работников, администрацию и родителей [14].

    Подробное описание структуры коллектива, т.н. поля коллектива, а также этапов развития детского коллектива при­водится в пособии «Методика воспитательной работы» под ред. В.А. Сластенина [9]. Здесь же  можно найти краткую  характеристику самоуправления в коллективе, познакомиться с организацией коллективной деятельности, а также с раз­новидностями детского коллектива. Более подробно о практической реализации КТД в воспитательной системе школы можно прочитать  в соответствующем разделе издания НИРО «Школа гражданского сообщества» [18].

   О способах воспитания социально-компетентной личности в процессе исследовательской работы в классном коллек­тиве рассказывает в своей статье Я.А. Котельникова [18]. Компетентностному подходу в воспитании личности в коллек­тиве посвящается и раздел научно-педагогического пособия для классного руководителя М.В. Левит [20].

   О воспитательной системе класса как условии формирования классного коллектива можно прочитать в книге О.А. Лепневой и  Е.А. Тимошко [21], о проблеме воспитания личности в коллективе  - в книге Я.Г. Плинер и В.А. Бухвалова [27]. Наконец, важной теме развития самоуправления в школьном коллективе посвящены книги Н.Ф. Дик [10], Е.В. Вед­ровой [25], М.И. Рожкова [29]  и И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова [15].

   Одной из самых полных и обобщающих современных публикаций  по теме формирования школьного коллектива, ко­торая приводится в  составленном библиотекой списке литературы по теме, с учетом требований ФГОС по направле­нию подготовки 040700 «Организация работы с молодежью», является глава 5 учебного пособия «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» под названием «Коллектив как объект и субъект воспитания»[17].

    Предлагаемый вниманию читателей список книг и публикаций в периодических изданиях о проблемах формирования школьного коллектива включает не только упомянутые выше издания, но и многие другие, в частности, посвященные клубным формам объединений детей и молодежи, иным формам общественных объединений, являющихся социаль­ными институтами и относящимися к сфере дополнительного образования детей [1-7, 11-13,16, 24, 26,30-36, 41-42].

   Подготовленный библиографический материал может представлять интерес для  педагогов дополнительного образования, специалистов по работе с молодежью, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов.



[1] Коджаспирова,Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. –С.60.

[2] Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.122-123.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть