3
8
9
Подразделения

Организация профориентационной работы в школе

    По многим авторитетным оценкам, серьезный интерес к профориентации в СССР  появился в 1970-е гг., благодаря трудам Е.А.Климова, работавшего в то время в Ленинграде, в Институте профессионально-технического образования. Именно Е.А. Климов наиболее основательно занялся разработкой теоретических основ профессиографии и выбора профессии. Разработанная им классификация профессий по сей день служит фактическим стандартом в нашей стране, а популярная методика выявления профессиональных интересов широко используется поныне.

   Но общая стратегия образования долгое время была ориентирована на подготовку учащихся к поступлению в вузы, достоинство школы измерялось количеством поступивших в вузы. В результате сегодня большая часть этой армии оказалась не востребована в изменившихся экономических условиях. Более того, вхождение в рынок в 1990-е гг. вылилось в отказ государства от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства. В сложившихся обстоятельствах молодой человек в сфере профессионального самоопределения оказался предоставлен сам себе. Усугубило ситуацию  падение престижа многих общественно значимых профессий. В результате  сегодня наблюдается «перепроизводство» специалистов в таких, казалось бы, доходных и престижных отраслях, как экономика и юриспруденция. В этой ситуации проблема профессиональной ориентации становится в наши дни как никогда актуальной.

   «Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры» (Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация //Энциклопедия профессионального образования в трех томах: Т.2 / под ред. С.Я. Батышева.-М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование»,1999. – С. 386).

     В 2013 г.  академик-секретарь отделения профессионального образования РАО, док. пед. наук, проф., член-корр. РАО  С.Н. Чистякова разместила на страницах журнала «Школа и производство» актуальную статью «Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования». С учетом социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране за последние 10-15 лет, в ней перечисляются основные тенденции и противоречия современного социокультурного развития, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение молодежи, обосновывается необходимость появления новых подходов к этому процессу: организационно-функционального, научно-методического, нормативно-правового. Далее приводятся характеристики основных принципов современной профессиональной ориентации и подчеркивается необходимость комплексного подхода к педагогической поддержке учащихся с привлечением широкого круга социальных партнеров. Целью профессиональной ориентации, по мнению автора, является «оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему непрерывного образования (общеобразовательная школа, среднее и высшее профессиональное образование) с использованием ресурсов профориентационно значимого партнерства образовательных учреждений с производственным и социокультурным территориальным окружением».

    Предлагаемый вниманию читателей библиографический материал содержит информацию о публикациях по заявленной теме в основном 2010-2013 гг. как теоретической, так и практической направленности и может оказаться полезным для администраторов образования, школьных психологов, педагогов основного и дополнительного образования детей, заинтересованных в решении важнейшей задачи – сопровождении школьников в решении вопросов жизненного и профессионального самоопределения.

  1. Аверьянова, С.Ю.  Педагогическая модель организации пространства дополнительного образования как фактора профессионального самоопределения старшеклассников / С.Ю. Аверьянова // Профильная школа.-2010.-№5.-С.28-39.
  2. Ананьева, Т.В.  Становление полисубъекта профессионального выбора в условиях профилизации школ /Т.В. Анань­ева // Профильное обучение.-2010.-№4.-С.56-62.
  3. Арапова, П.И.  Диалог в семье как условие выбора жизненного пути подростков / П.И. Арапова // Воспитание школь­ников.-2013.-№1.-С.29-34.
  4. Ашихмина, Л.П. Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и социальных партнеров в профильном обуче­нии / Л.П. Ашихмина, А.Р. Демченко, Л.Н. Судьина // Профильная школа.-2012.-№5.-С.3-10.
  5. Баранова, В.  Помощь подросткам в профессиональном самоопределении / В. Баранова // Сельская школа.-2010.-№1.-С.44-51.
  6. Белоусова, В.В.  Особенности профессионального самоопределения в сфере информационных технологий /В.В. Бело­усова // Мир психологии.-2010.-№3.-С.154-167.
  7. Богданова, В.В.   Профессиональное самоопределение школьников: возможности и проблемы / В. В. Богданова // Пе­дагогическая диагностика.-2011.-№6.-С.83-98.
  8. Богданова, О.Н.  Профессиональное самоопределение учащихся основной школы / О.Н. Богданова, И.В. Лавренть­ева // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№6.-С.32-36.
  9. Бычкова, Э.Ю.  Роль ИКТ в профессиональном самоопределении школьников / Э.Ю. Бычкова, Е.А. Любимова // Ин­форматика и образование.-2012.-№4.-С.74-76.
  10. Бякова, Н.В. Групповая профориентационная игра " Путь в профессию" / Н.В. Бякова // Воспитание школьников.-2011.-№1.-С.49-56.
  11. Воловоденко, А.С.  Профильное обучение и динамика профессионального самоопределения / А.С. Воловоденко // Педагогическая диагностика.-2012.-№6.-№6.-С.42-51.
  12. Воронцова, И.А.  Профильная школа - важнейший фактор развития способностей школьников и их профессиональ­ного самоопределения / И.А. Воронцова, Н.Л. Терехова // Профильная школа.-2011.-№5.-С.30-35.
  13. Гапонюк, П.Н.  Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузов­ского обучения / П.Н. Гапонюк // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.-№3.-С.12-17.
  14. Грищенко, В.Н.   Профессионально-ориентированная деятельность классного руководителя в условиях профиль­ного обучения и воспитания /В.Н. Грищенко // Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№3.-С.34-36.
  15. Губанова, А.В.  Модель педагогической поддержки социальным педагогом профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в воспитательном пространстве школы / А.В. Губанова// Одаренный ребенок.-2011.-№4.-С.29-44.
  16. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: метод. пособие / Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.-96с. – (Психологическая наука – школе).
  17. Деденко, Н.И.  Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профиль­ного обучения / Н.И. Деденко, О.И. Эргардт // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№2.-С.49-52.
  18. Жиличкина, О.  Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения учащихся / О. Жиличкина // Школьное планирование.-2012.-№3.-С.63-79.
  19. Иванова, М.В.  Организация работы над профориентационным проектом / М.В. Иванова // Школа и производство.-2011.-№8.-С.10-11.
  20. Ионина, Н.Г. О профессиональном самоопределении учащихся / Н.Г. Ионина, Н.Н. Войткевич // Биология в школе.-2010.-№3.-.47-52.
  21. Кадеева, О.В.  Профессиональное самоопределение младших школьников на примере игры "Мир профессий"/ О.В. Кадеева, Е.Д. Лапина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№5.-С.45-48.
  22. Каинов, А.Н.  Решение задач профильного и профессионального определения обучающихся посредством приобрете­ния и осмысления социального опыта / А.Н. Каинов, В.В. Гордеева, Г.И. Попова // Управление качеством образования.-2012.-№5.-С.41-60.
  23.    Калейдоскоп профессий: 120 перспективных профессий на рынке труда / сост.: В.Я. Матвиевский // Классный руководитель.-2013.-№1.-С.111-118.
  24. Караяни, Н.Ф.  Социальное партнерство в сфере образования / Н.Ф. Караян // Народное образование (электронная версия).-2011.-№5.-С.123-127.
  25. Кардаш, И.Ю.  Программа профессионального самоопределения "Планирование карьеры. Будущее - в настоя­щем"/ И.Ю. Кардаш // Классный руководитель.-2012.-№8.-С.39-44.
  26. Клименко, Г.Б.   Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному само­определению / Г.Б. Клименко, Г.М. Каченя // Профильная школа.-2011.-№1.-С.28-31.
  27. Климов, Е.А.  Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов.-М.: ИЦ «Академия», 2010.
  28. Ковалёва, М.Ю.  Комплексная диагностика профотбора как средство поиска учеником альтернативы сделанному вы­бору / М.Ю. Ковалева // Профильная школа.-2011.-№2.-С.25-26.
  29. Колесников, А.А.  Концепция профориентационного обучения иностранному языку в системе непрерывного филоло­гического образования / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе.-2013.-№7.-С.17-23.
  30. Комова, И.П.  Помощь классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся / И.П. Комова // Классный руко­водитель.-2010.-№8.-С.16-19.
  31. Кормакова, В.Н.  Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий / В.Н. Кормакова // Воспитание школьников.-2010.-№1.-С.34-38.
  32. Кормакова, В.Н.  Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения в системе "Школа-вуз"/ В.Н. Кормакова, Е.И. Ерошенкова // Alma mater.-2011.-№8.-С.40-44.
  33. Криволапова, Н. Подросток перед выбором профессии: сетевая модель профориентации / Н. Криволапова // Сельская школа.-2010.-№3.-С.49-59.
  34. Криволапова, Н.А.  Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических усло­виях / Н.А. Криволапова // Народное образование [электронная версия].-2010.-№5.-С.170-176.
  35. Кугушева, И.В.  Выполнение учебного исследования при изучении склонностей и способностей личности / И.В. Кугушева // Школа и производство.-2012.-№1.-С.4-7.
  36. Куракина, Е.А.  Создание творческой среды для будущих авиаторов (в рамках кластерного подхода) / Е.А. Куракина // Образование в современной школе.-2012.-№8.-С.54-58.
  37. Курганский, С.М.  Положение об организации профессиональной ориентации и психологической поддержки в обще­образовательном учреждении / С.М. Курганский // Практика административной работы в школе.-2011.-№6.-С.27-31.
  38. Лаврентьева, Е.Е.  Некоторые аспекты профессионально-педагогического самоопределения учащихся посредст­вом реализации курсов по выбору / Е.Е. Лаврентьева // Профильная школа.-2013.-№3.-С.28-32.
  39. Лазарева, Н.В.  Актуальные проблемы профориентации старшеклассников / Н.В. Лазарева // Педагогическая диагностика.-2011.-№3.-С.24-29.
  40. Лапушинская, Г.К. В старших классах можно получить профессиональную подготовку / Г.К. Лапушинская // Народное образование [электронная версия].-2010.-№5.-С.114-117.
  41. Лошкарева, И.Г.  Результаты анализа эмпирических данных, полученных в профориентационной работе со старше­классниками / И.Г. Лошкарева // Педагогическая диагностика.-2011.-№3.-С.30-37.
  42. Лощилова, М.А.  Профессиональное самоопределение школьников (на примере Великобритании) / М.А. Лощилова // Профильная школа.-2012.-№5.-С.15-23.
  43. Лухтанова, Е.В.  Резюме как форма диагностики готовности к профильному и профессиональному самоопределе­нию / Е.В. Лухтанова // Профильная школа.-2012.-№1.-С.21-23.
  44. Лучинина, А.О.  Личностно-профессиональное самоопределение учащихся в профильном обучении: теоретиче­ские подходы / А.О. Лучинина // Профильная школа.-2011.-№1.-С.32-35.
  45. Лысых, Н.  Профессиональная ориентация подростков - забота школы и семьи / Н.Лысых // Сельская школа.-2010.-№1.-С.52-57.
  46. Медведев, Д.С.  Профессиональное самоопределение старшеклассников / Д.С. Медведев // Профильная школа.-2013.-№1.-С.33-37.
  47. Митина, Е.В.  Влияние профессиональной ориентации на социализацию личности школьников / Е.В. Митина // Здоровьесберегаю­щее образование.-2011.-№2.-С.6-8.
  48. Михеенко, О.Е.  Проблемы профориентационного консультирования с точки зрения психолога / О.Е. Михеенко// Школа и производ­ство.-2011.-№7.-С.19-21.
  49. Мокроусова, Е.Г.  Профориентационный конкурс старшеклассников на муниципальном уровне / Е.Г. Мокроусова // Школа и производ­ство.-2013.-№1.-С.13-15.
  50. Моторина, А.П.  Образовательная среда профессионального самоопределения выпускников школ через реализа­цию модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов / А.П. Моторина // Управление качеством образо­вания.-2012.-№3.-С.83-84.
  51. Муравьёва, О.И.  Профессиональная идентификация молодёжи, проявляющей инновационную активность / О.И. Муравьева, А.Г. Тыль // Вопросы психологии.-2011.-№4.-С.13-23.
  52. Мухаметова, А.М.  Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий"/ А.М. Мухаметова // Воспитание школьников.-2010.-№10.- С.42-50.
  53. Никифоров, О.А.  Анализ факторов, влияющих на выбор выпускника школы / О. А.Никифоров  // Журнал руководителя управления об­разованием.- 2010(II полугодие). - III: Оценка качества.- С.25-30.
  54. Николаева, В.И.  Возрастные и гендерные особенности выбора жизненного пути учащимися средних и старших клас­сов / В.И. Николаев, М.В. Зайлстра // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№3.-С.55-59.
  55. Новикова, Т.Г.  "Профессия и карьера": растим человеческий капитал / Т.Г. Новикова // Народное образование (электронная вер­сия).-2012.-№7.-С.65-69.
  56. Нурулова, А.Ю.  "Ярмарка вакансий" / А.Ю. Нурулова // Педагогическая диагностика.-2013.-№3.-С.67-71.
  57. Олейникова, О.Н.  Лоцманы в неспокойном море труда: Международная практика организации профессиональной ориентации / О.Н. Олейникова // Аккредитация в образовании.-2012.-№57.-С.52-54.
  58.  Павловец, Г.Г. Исследовательская деятельность как механизм профессионального самоопределения подростков / Г.Г. Павловец // Психологическая наука и образование.-2012.-№4.-С.42-49.
  59. Палилова, Н.А. Профориентация и социальное партнерство как факторы развития творческого потенциала школьни­ков / Н.А. Палилова // Одаренный ребенок.-2011.-№3.-С.86-89.
  60. Парнов, Д. А. Программа профессиональной ориентации подростков / Д.А. Парнов// Сельская школа.-2013.-№4.-С.21-30.
  61. Парнов, Д.А.   "Моя будущая профессия и карьера" : Социально-педагогическая технология профессиональной ориентации подростков /Д.А. Парнов, С.В. Жундрикова // Социальная педагогика.-2012.-№2.-С.59-63.
  62. Парнов, Д.А.  Путь к профессии: помощь подросткам в преодолении трудностей и равнодушия /Д.А. Парнов // Народное образова­ние (электронная версия).-2013.-№4.-С.178-187.
  63. Пильдес, М.Б.  Целевая программа "Профессионал" / М.Б. Пильдес // Практика административной работы в школе.-2010.-№6.-С.26-34.
  64. Попович, А.Э.  Роль педагогического менеджмента в становлении профессионального самоопределения старше­классников / А.Э. Попович // Среднее профессиональное образование.-2011.-№5.-С.15-18.
  65. Простатина, О.Ю.  Игровые методы профориентационной работы с подростками / О.Ю. Простатина // Справочник классного руководи­теля.-2011.-№8.-С.60-65.
  66. Профессиональная ориентация современной молодежи : реальная и необходимая: Материалы исследования / авт.: С.В. Борисов, Ю.Г. Юшкова-Борисова; научн. ред. З.Х.–М. Саралиева. - Н. Новгород: Изд-во «Автор»,2009.-108с.
  67. Пряжников, Н.  "Остров" - профориентационная игра для подростков / Н. Пряжников // Школьное планирование.-2011.-№5.-С.106-110.
  68. Пряжников, Н.  Личная профессиональная перспектива / Н. Пряжников // Воспитательная работа в школе.-2010.-№1.-С.97-100.
  69. Резапкина, Г.  Время выбирать профессию / Г. Резапкина // Директор школы.-2010.-№6.-С.78-80.
  70. Резапкина, Г.  Как найти свою будущую профессию в Интернете / Г. Резапкина // Образовательная политика.-2011.-№3.-С.89-96.
  71. Резапкина, Г.В.  Акцентуация и выбор профессии / Г.В. Резапкина // Педагогическая диагностика.-2011.-№4.-С.30-45.
  72. Резапкина, Г.В.  Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и родителей) / Г.В. Резапкина. – М.: Сентябрь,2011.
  73. Резапкина, Г.В.  Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 6-7-х классов (методи­ческие рекомендации) / Г.В. Резапкина // Классный руководитель.-2012.-№4.-С.47-73.
  74. Резапкина, Г.В.  Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8-9-х классов (методи­ческие рекомендации) / Г.В. Резапкина // Классный руководитель.-2012.-№4.-С.74-107.
  75. Ремизов, А.  Профориентация : на что способна школа? / А. Ремизов // Директор школы.-2011.-№3.-С.74-80.
  76. Родионов, В.   Мотивационный профориентационный тренинг / В. Родионов // Школьный психолог: методическая газета для педа­гогов-психологов.-2011.-№5.-С.11-13; №6.-С.11-14; № 7,№8.
  77. Родионов, В.  Мотивационный профориентационный тренинг : Окончание. См. №5-8/2011 / В. Родионов // Школьный психо­лог:Методическая газета для педагогов-психологов.-2011.-№9.-С.9-12.
  78. Родичев, Н.Ф.   Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образо­вания / Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова // Педагогика.-2012.-№9.-С.16-24.
  79. Родичев, Н.Ф.  Проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников / Н.Ф. Родичев  // Школа и производство.-2011.-№4.-С.10-14.
  80. Сапа, А.В.   Педагогическое сопровождение самоопределения школьников в условиях внутришкольной модели про­фильного обучения / А.В. Сапа// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№3.-С.22-25.
  81. Сидоренко, Т.В.  Программа курса "Профессиональный выбор и саморазвитие личности" / Т.В. Сидоренко // Практика административ­ной работы в школе.-2011.-№6.-С.35-44.
  82. Симонова, А.А.  Контекстный подход как средство повышения качества проектов по профессиональной ориента­ции / А.А. Симонова // Педагогическое образование и наука.-2011.-№12.-С.42-45.
  83. Степанов, Н.С.  Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома как фактор подготовки к само­стоятельной жизни / Н.С. Степанов, А.Р. Демченко, В.И. Лебедев // Профильная школа.-2013.-№2.-С.18-22.
  84. Степанов, О.А.  Использование ресурсов дополнительного образования детей для формирования жизненных и про­фессиональных планов обучающихся / О.А. Степанов // Управление качеством образования.-2010.-№6.-С.71-74.
  85.  Тайчинов, М.Г.   Вопросы управления профессиональным самоопределением школьников в целостной системе вос­питательной работы / М.Г. Тайчинов// Среднее профессиональное образование.-2012.-№3.-С.15-16.
  86. Темирезова, З.К.  Вариативные задачи по биологии как стимул профессионального самоопределения старшеклассни­ков / З.К. Темирезова // Профильная школа.-2010.-№5.-С.38-43.
  87. Тепаев, В.С.  Культурно-образовательная корпорация как фактор профессиональной ориентации учащихся в усло­виях малого города / В.С. Тепаев, Н.Н. Попова // Методист.-2012.-№1.-С.56-57.
  88. Тоистева, О.С.  Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О.С. Тоистева
    // Народное образование [электронная версия].-2010.-№1.-С.257-259.
  89. Тонких, О.В.  Консультация для педагогов на тему "Как помочь школьнику в жизненном самоопределении"/ О.В. Тонких // Классный руководитель.- 2012.- №4.-С.14-16.
  90. Тонких, О.В.  Практическое занятие по профориентации на тему "Подросток на рынке труда"/ О.В. Тонких
    // Классный руководитель.-2012.-№4.-С.18-20.
  91. Топешкина, Н.В.  Предпринимательская подготовка школьников: вопросы воспитания и профориентации / Н.В. Топешкина // Эконо­мика в школе.-2012.-№2.-С.36-41.
  92. Тужилкин, А.Ю.  Организационные модели технолого-экономического образования школьников и профориентаци­онной работы в условиях введения новых ФГОС/ А.Ю. Тужилкин  // Школа и производство.-2011.-№7.-С.3-8.
  93. Ульянова, Н.А.  Важность профессиональной мотивации старшеклассников / Н.А. Ульянова // Инновационные проекты и про­граммы в образовании.-2010.-№2.-С.52-53.
  94. Федотов, П.С.  Организация производственной практики в условиях сельской школы с целью подготовки обучаю­щихся к профессиональному самоопределению / П.С. Федотов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№4.-С.37-40.
  95.  Фролова, С.В.   Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения современных старшеклассников / С.В. Фролова // Профильная школа.-2010.-№5.-С.25-28.
  96. Фролова, С.Л.  Идеалоориентированный подход к профессиональному самоопределению школьников/ С.Л. Фролова, С.Н. Чистякова // Профильная школа.-2013.-№1.-С.19-21.
  97. Цыренова, И.А.  Положение о Центре профессиональной ориентации / И.А. Цыренова // Практика административной работы в школе.-2011.-№6.-С.32-34.
  98. Чайкина, Ж.В. Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного обра­зования технической направленности / Ж.В. Чайкина // Человек и образование.-2011.-№2.-С.64-68.
  99. Челнокова, Т.А.   Организация методической работы школы по повышению профориентационной культуры пе­дагога / Т.А. Челнокова// Практика административной работы в школе.-2011.-№1.-С.43-46.
  100. Чистякова, С.Н.  Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в усло­виях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство.-2013.-№1.-С.9-12; №2.-С.3-6.
  101. Шахова, Е.  Проба профессии / Е. Шахова // Школьный психолог: методическая газета для педагогов-психологов.-2010.-№6.-С.45-46.
  102. Шевчук, Е.П.  Индивидуальный подход к формированию профессионального самосознания старшеклассни­ков в элективном курсе "Профессиональный выбор"/ Е.П. Шевчук // Профильная школа.-2011.-№1.-С.36-43.
  103. Шмелева, И.А.  Введение в профессию. Психология: учебное пособие для вузов / И.А. Шмелева. – М.: Эксмо,2010.
  104. Штурман, М.А.  Профессиональное самоопределение старших школьников : новые возможности / М.А. Штурман // Воспита­ние школьников.-2013.-№1.-С.35-38.
  105. Юдина, Л.Г.  Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса/ Л.Г. Юдина // Воспитание школьников.-2010.-№2.-С.27-33.
 Библиограф библиотеки НИРО Е.В. Шадрина.

Климов, Е.А. Введениев психологию труда: учебник. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Изд-во Московского унив-та; Издат. центр «Академия»,2004. – 336с.

Чистякова, С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования //Школа и производство.-2013.-№1-2.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph