Во всех современных нормативных документах
об образовании подчеркивается важность гуманистических ценностей в воспитании
подрастающего поколения (Закон Российской Федерации «Об образовании»,
«Национальная доктрина образования до 2025 г.», Образовательная инициатива «Наша
новая школа», Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», тексты ФГОС второго поколения, «Послание Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию» и др.). Поэтому особую актуальность
сегодня приобретает система этического и
эстетического воспитания
как важнейшей составляющей культуры
личности.
Не отступая от сложившейся традиции, приведем
толкования названных понятий из заслуживающих уважение источников.
Этика (греч.) – учение об основных принципах нравственности и
о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. [1]
Эстетика – наука о
прекрасном в природе и
искусстве, имеет задачей выяснение сущности прекрасного и тех эстетических
эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке.[2]
Энциклопедический педагогический словарь
дает следующее определение эстетического
воспитания: «процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного
и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием
искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности».[3]
В Федеральный государственный стандарт
начального общего образования включена обязательная предметная область «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», в которую входит и модуль
«Основы светской этики» [7, 16, 30-32, 34]. Проблемам организации преподавания
курса ОРКСЭ посвящен сборник
учебно-методических материалов Нижегородского института развития образования
[33]. Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной
культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать
первые представления о морали. При отборе материала для учебника «Основы
светской этики» и в логике его изложения важную роль сыграл учебник по этике
для вузов авторов А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна [6]. Подходы этих авторов к этике как к разделу
философии позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и
светскую культуры, и рассказать об этике, проследив развитие этических
категорий в истории цивилизаций и в теориях великих учителей человечества.
Наиболее актуальными разработками последних
лет, отвечающими основным тенденциям социокультурной модернизации российского образования,
ведущий научный сотрудник Института
социальной педагогики РАО В.Н. Клепиков считает научно-практические
исследования ведущих ученых России: Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, А.И.
Шемшуриной и Е.Н. Щурковой, поскольку в них заложены креативные идеи, опередившие
свое время [23, 49]. Шемшурина А.И.,
Клепиков В.Н., Шемшурин А.А. продолжают
работу по совершенствованию концепции нравственно-этического воспитания детей,
подростков и молодежи в условиях
современной социокультурной среды, охватывающей семью, школу и учреждения
дополнительного образования с учетом интегративного освоения общечеловеческих
ценностей. Особо следует подчеркнуть важность применения интегрированного
этического курса с 1 по 11 классы, с привлечением этического потенциала
общеобразовательных предметов и внеклассных мероприятий [17-22].
Предлагаемый библиографический материал кроме названных в
обзоре изданий содержит сведения о последних публикациях в периодической печати
на тему «Этическое и эстетическое воспитание школьников» за 2010-2013 гг. и
будет полезен всем учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования
и завучам по воспитательной работе образовательных учреждений.
- Бездухов, В.П. Этико-педагогический подход к
формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации /
В.П. Бездухова, О.К. Позднякова // Педагогика.-2010.-№6.-С.15-25.
- Васильева, А.Н. Современная этика взаимоотношений между
родителями и подростками / А.Н. Васильева, Н.М. Ноговицына, К.Н. Сивцева //
Философия образования. - 2012. - №2. - С.77-83.
- Городецкая, Ю.А. Интегративно-гуманитарный подход к эстетическому
воспитанию в школе полного рабочего дня / Ю.А. Городецкая // Начальная школа
плюс до и после.-2010.-№11.-С.17-20.
- Гуменюк, Т.А. Этика учителя / Т.А. Гуменюк // Классный
руководитель.-2011.-№5.-С.101-104.
- Гура, Е.В. Художественно-эстетическое воспитание в
условиях военного суворовского училища / Е.В. Гура //
Методист.-2013.-№6.-С.49-55.
- Гусейнов, А.А. Этика: учебник для вузов / А.А.
Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2002.-472с.
- Данилюк, А.Я. Основы религиозных культур и светской
этики: Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы / А.Я. Данилюк. -
М.: Просвещение,2010.- [24с.].
- Дымкова, О.А. Урок музыки и эстетическое развитие
ребенка / О.А. Дымкова // Музыка в школе.-2012.-№6.-С.62-65.
- Езова, С.А. Профессиональное общение: новые
нюансы и аспекты: научно-практическое пособие / С.А. Езова.- М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ,2012.
- Жесткова, Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных
морально-этических ценностей на уроках русского языка / Е.А. Жесткова //
Начальная школа.-2013.-№5.-С.24-27.
- Жожикашвили, С. Соотношение этического и эстетического на уроках
литературы / С. Жожикашвили // Сельская школа.-2012.-№5.-С.113-119.
- Зайцева, Н.В. Роль музыкального искусства в процессе формирования
нравственно-эстетических идеалов школьников / Н.В. Зайцев // Среднее
профессиональное образование.-2013.-№4.-С.51-54.
- Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации
младших школьников / И.И. Зарецкая //
Начальная школа.-2011.-№1.-С.54-58.
- Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика :
истоки и проблемы: учебник для вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - Ростов н /Д :
Изд. центр «МарТ»,2000.-448с.
- Зыбинга, О.О. Интеллигентность как нравственная
предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический
аспект) / О.О. Зыбина, А.С. Франц // Муниципальное образование : инновации и
эксперимент.- 2013.-№4.-С.34-38.
- Катышева, И.Б. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики. Методическое пособие к учебнику А.А.
Шемшурина, Н.М. Брунчуковой, Р.Н. Демина и др. «Основы светской этики. 4
кл. (4-5 кл.)» / И.Б. Катышева, К. В. Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д.
Шапошниковой. – М.: Дрофа,2013.-234с.
- Клепиков, В.Н. Концепция формирования этической
культуры школьников / В.Н. Клепиков // Эксперимент и инновации в
школе.-2010.-№4.-С.2-8.
- Клепиков, В.Н. Психолого-педагогический механизм
приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании / В.Н. Клепиков //
Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№3.-С.45-48.
- Клепиков, В.Н. Аксиологическая интеграция как образовательная
технология этического воспитания школьников / В.Н. Клепиков // Воспитание
школьников.-2012.-№6.-С.8-15.
- Клепиков, В.Н. Интегративные процессы в этическом
воспитании школьников / В.Н. Клепиков // Образование в современной
школе.-2012.-№9.-С.53-57.
- Клепиков, В.Н. Интегрированный этический курс по светской
этике в современной школе / В.Н. Клепиков // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент.-2012.-№4.-С.15-21.
- Клепиков, В.Н. Концепция формирования этической культуры
школьников / В.Н. Клепиков // Образование в современной
школе.-2011.-№3.-С.20-28.
- Клепиков, В.Н. Потенциал социокультурной модернизации
образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и
молодежи / В.Н. Клепиков // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2013.-№3.-С.39-45.
- Комаров, В.А. Нравственно-эстетическая функция экранизации литературных
произведений / В.А. Комаров // Педагогическое образование и
наука.-2012.-№10.-С.87-90.
- Коротенков, Ю.Г. Компьютерная культура и компьютерная этика
/ Ю.Г. Коротенков // Информатика и образование.-2011.-№1.-С.40-45.
- Кропоткин, П.А. Этика: Избранные труды / П.А.
Кропоткин.- М.: Политиздат, 1991.-496с.
- Ломов, А.И. Профессиональная этика педагога в новом
Законе "Об образовании"/ А.И. Ломов // Журнал руководителя управления
образованием.-2013.-№3(30).-С.26-31.
- Михеева, Л.Н. Эстетическая культура в современном образовательном
пространстве вуза / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и
наука.-2012.-№1.-С.4-8.
- Морозова, Е.А. К вопросу об этическом образовании и
нравственном воспитании одаренных детей / Е.А. Морозова // Одаренный
ребенок.-2012.-№2.-С.24-28.
- Основы
духовно-нравственной культуры народов
России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4-5 кл.). Рабочая
программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. : Т.Д. Шапошникова,
К.В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.-187с.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных
учреждений. 4 класс (4-5 кл.) / [авт.-сост.: А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В.
Савченко, Т.Д. Шапошникова]; под ред. Т.Д. Шапошниковой.-М.:Дрофа,2012.-[175с.].
- Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5
классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение,2011.- 63с.
- Основы религиозных культур и светской этики : сборник
учебно-методических материалов / под ред. С.А. Максимовой, В.К. Романовского,
С.К. Тивиковой. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
- 187с.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [Б.Х.
Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.] ; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.
Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2011.-240с.
- Павлова, Е.А. Многоуровневая модель нравственно-эстетического воспитания
учащихся общеобразовательной школы / Е.А. Павлова // Методист.-2012.-№9.-
С.60-62.
- Парамонова, А.Е. Развитие эстетических чувств младших
подростков в ходе изучения курса "Основы православной культуры"/ А.Е.
Парамонова // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№1.-С.72-75.
- Переверзева, Э.В. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание
/ Э.В. Переверзев // Начальная школа.-2013.-№5.-С.66-72.
- Программа курса
к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост.: М.Т.
Студеникин.- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2011. - 24с.
- Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы
светской этики». 5 класс / авт.-сост.: М.Т. Студеникин.- М.: ООО «Русское слово
– учебник»,2012. - 32с. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Савина, Г.В. Культурологический подход к эстетическому
воспитанию при обучении биологии / Г.В. Савина // Образование в современной
школе.-2010.-№1.-С.47-52.
- Савина, Г.В. Музейно-педагогические технологии как
средство эстетического воспитания // Воспитание школьников.-2011.-№2.-С.50-54.
- Сморчкова, В.П. Эстетические основания профессиональной подготовки будущих
социальных работников / В.П. Сморчкова // Педагогическое образование и
наука.-2012.-№6.-С.9-12.
- Эстетическое воспитание и художественное образование в
начальной школе: современное состояние и перспективы развития: Круглый стол //
Начальная школа.-2010.-№8.-С.3-35.
- Студенкин, М.Т. Преподавание основ этики в школе / М.Т.
Студенкин // Преподавание истории в школе.-2012.-№7.-С.24-26.
- Тараканова, Е.Б. Духовная деятельность человека как
сфера формирования его эстетических взглядов / Е.Б. Тараканова // Педагогическое
образование и наука.-2010.-№5.-С.24-28.
- Тер-Геворкян, Н. Эстетика как способ воспитания
человека / Н. Тер-Геворкян // Сельская школа.-2009.-№4.-С.39-45.
- Ушаков, К.М. Этика не столько теория, сколько наглядный
пример / К.М. Ушаков // Директор школы.-2010.-№7.-С.13-14.
- Шемшурина, А.И. Диалоги со школьниками о главном / А.И.
Шемшурина // Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.34-42.
- Шемшурина, А.И. Этика как системообразующий фактор воспитания и
организующее начало педагогической системы школы / А.И. Шемшурина // Воспитание школьников.-2012.-№9.-С.10-16.
- Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике: учебное пособие / Ю.А.
Шрейдер.- М.: МИРОС,1994.-136с.
- Щербаков, Р.Н. Эстетическое начало в обучении основам наук /
Р.Н. Щербаков // Педагогика.-2010.-№7.-С.46-51.
Библиограф библиотеки НИРО
Шадрина
Е.В.
[1]
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.:
Изд-во Эксмо,2003.-С.659.
[3] Педагогический
энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:. Большая Российская
энциклопедия,2003.-С.327=328.