1
5
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Подразделения

Растим здоровое поколение

    Одной из главных задач современной школы является воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка. Теоретические подходы к решению проблем здоровья учащихся подробно изложены в  трудах  отечественных педагогов:  В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева,  П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Р.Вирхова, В.А. Сухомлинского. Последний писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»[1].

       Современные направления государственной политики в сфере здоровья нашли свое отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, о чем подробно рассказывается, например,  в статье М.Л. Звездиной [45], где в качестве главной цели образования  называется  формирование культуры здорового образа жизни.  Расширился и наполнился новыми смыслами понятийно-терминологический аппарат в области здоровья.

      «Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние телесного, душевного и социального благополучия», - читаем в Педагогическом энциклопедическом словаре[2].

   Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию исследуют в своей статье д.п.н. М.А. Якунчев и к.м.н. С.П. Голышенков, считая их основой для создания системы формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у разных категорий обучающихся [128].

   Свою лепту в определение современных понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и др. в связи с процессом интеграции содержания школьного экологического и здоровьесберегающего образования внесла док. биол. наук, профессор Института содержания и методов обучения РАО Е.Н. Дзятковская [39].   

   В рамках фундаментальных исследований РАО определены задачи и перспективы развития содержания образования в вопросах здоровья на основе повышения научной грамотности обучающихся как реализации требований ФГОС в целях сохранения здоровья нации – основы социально-экономического развития России [8].

     О современных подходах к сохранению и укреплению здоровья школьников пишет в своей статье и вед н.с. РЭУ им. Г.В. Плеханова, канд. пед. наук Т.С. Тихомирова [108].

     Предлагаемый вниманию читателей библиографический материал за 2011-2013 гг. содержит информацию о публикациях, посвященных сохранению и укреплению здоровья школьников как актуальному направлению развития содержания современного образования и воспитания.

  • Абаев, А.М.   Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды // Педагогика.-2012.-№3.-С.37-41.
  • Абдрахимова, Л.Р.  Здоровье школьника в системе современного школьного образования // Начальная школа плюс до после.-2012.-№1.-С.45-49.
  • Айзман, Р.И.   Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств
    // Педагогическая диагностика.-2011.-№1.-С.62-73.
  • Александрова, И.В.  Здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности / И.В. Александрова, Е.А. Проценко // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.8-14.
  • Александрова, Н.В.  Психологическое здоровье школьников: нужны системные решения / Н.В. Александрова, В.М. Кадневский, Е.Ю. Дьяченко // Социальная педагогика.-2013.-№3.-С.111-116.
  • Алексеева, Н.И.  О центре содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
    // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.2-7.
  • Андреева, И.Г.   Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№3.-С.15-19.
  • Андреева, И.Г.  Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации
    // Педагогика.-2012.-№10.-С.31-39.
  • Андреева, И.Г.  Формирование ценностного отношения к здоровью через предметное содержание ественнонаучного образования в контексте достижений личностных результатов, обозначенных ФГОС
    // Биология в школе.-2013.-№7.-С.29-42.
  • Анташева, Ю.А.  "Курение и здоровье": Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика.-2013.-№3.-С.70-80.
  • Бабич, Э.А.   Реализация программы "Здоровье" как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса / Э.А. Бабич, А.А. Корякова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№2.-С.55-60.
  • Байлова, И.В.   Комплексный подход в формировании здоровьесберегающей среды в классе для детей с задержкой психического развития // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.37-45.
  • Бакунина, М.И.  Основы здорового образа жизни.1 -4 классы: учебное пособие / М.И. Бакунина.- М.: Издательство Русское слово-учебник,2012.
  • Безруких, М.М.   Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: Просвещение, 2012.
  • Безруких, М.М.  Здоровье как компонент образования // Профессиональное образование.-2011.-№10.-С.18-21.
  • Белякова, В.Н.   Программа взаимодействия с родительской общественностью "Открытая школа здоровья"
    // Управление качеством образования.-2011.-№1.-С.90-94.
  • Блинова, Н.Г.  Система здоровьесберегающего сопровождения в условиях непрерывного образования / Н.Г. Блинова, Е.В. Васина, Л.А. Варич, Н.Н. Кошко, Н.В. Аверьянова // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.25-31.
  • Богачева, Т.Ю. Здоровье ребёнка и интернет / Т.Ю. Богачева // Педагогическая диагностика.-2013.-№1.-С.108-111.
  • Боева, В.А.  Здоровьесбережение и здоровый образ жизни - основной принцип воспитания / В.А. Боева // Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№3.-С.18-21.
  • Болелова, А.Г.  Технология формирования у учащихся ценностно-смыслового отношения к здоровью / А.Г. Болелова // Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.22-27.
  • Борисенко, Е.А.   Организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе авторской программы "Мы идем по тропе здоровья" / Е.А. Борисенко // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№2.-С.76-82.
  • Булыгина, Л.А.  Организация проектной деятельности. Проект по физической культуре на тему "Школа здорового образа жизни"/ Л.А. Булыгина // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.90-94.
  • Вайнер, Э.Н.  Стратегия и содержание здоровьесберегающего образования / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2012.-№8.-С.33-38; №10.-С.39-40.
  • Васильева, Р.А.  Комплексная программа здоровьесберегающей деятельности лицея / Р.А. Васильева // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2013.-№10.-С.30-34.
  • Васильченко, Л.В.   Славянские практики здоровьесбережения в современной педагогике / Л.В. Васильченко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№5.-С.48-49.
  • Войнов, В.Б.  Пилотный проект единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области / В.Б. Войнов, С.Н. Кульба, Е.Н. Пожарская, Л.К. Чаусова // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.68-77.
  • Волосовец, Т.В.  Организация и этапы проведения мониторинга показателей здоровья, адаптации и работоспособности учащихся / Т.В. Волосовец // Педагогическое образование и наука.-2012.-№9.-С.16-23.
  • Гаркуша, Н.С.   Система работы классного руководителя по воспитанию у школьников культуры здоровья / Н.С. Гаркуша // Классный руководитель.-2011.-№1.-С.18-83.
  • Глуходед, Л.Н.  Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальных компетенций учащихся / Л.Н. Глуходед // Управление качеством образования.-2011.-№2.-С.90-94. 
  • Голубовская, А.В.   Воспитательная программа "Здоровье"/ А.В. Голубовская // Классный руководитель.-2012.-№6.-С.64-76.
  • Гороховик, Т.Г.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.Г. Гороховик, С.В. Воробьева // Управление качеством образования.-2013.-№1.-С.80-91.
  • Гузенко, В.  Воспитываем здоровое поколение. Из опыта работы педагогического лицея / В. Гузенко, В. Лукьянова, А. Остапенко, Д. Ткач // Сельская школа.-2011.-№5.-С.34-48.
  • Гурьев, А.В.  Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе / А.В. Гурьев // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№3.-С.20-25.
  • Гусарова, Е.В.  Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся / Е.В. Гусарова // Начальная школа.-2013.-№11.-С.7-13.
  • Денисова, Е.В.   Формирование образовательной среды, содействующей здоровью / Е.В. Денисова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№1.-С.23-24.
  • Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся начальной школы: сборник программ   / авт.-сост. Ю.В. Науменко. - М.: Издательство АПК и ПРО,2011.
  • Дзюба, И. Семь составляющих здорового образа жизни / И. Дзюба // Беспризорник.-2011.-№1.-С.30-39.
  • Дзятковская, Е.Н. О разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для ступени начального общего образования: О реализации приказа Минобрнауки РФ №2357 / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.В. Шмелькова // Экологическое образование.-2012.-№2.-С.44-49.
  • Дзятковская, Е.Н.  О понятийно-терминологическом аппарате образования в области экологии и здоровья / Е.Н. Дзятковская // Экологическое образование.-2012.-№3.-С.25-31.
  • Дибленкова, А.Н.  Опыт использования здоровьесберегающих технологий  / А.Н. Дибленкова // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№1.-С.49-53.
  • Дудина, Г.В.  Формирование у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни в начальной школе средствами проектной деятельности / Г.В. Дудина // Национальный проект "Образование".-2012.-№4.-С.50-52.
  • Ельчанинова, Н.Ф.   Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования / Н.Ф. Ельчанинова, О. Р. Прокопенко, О.В. Николаева // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.26-30.
  • Захлебный, А.Н. Об интегрированном курсе «Экология и безопасность жизнедеятельности» для старшеклассников / А.Н. Захлебный, В.А. Грачев, Е.Н. Дзятковская// Экологическое образование.-2012.-№2.-С.41-44.
  • Звездина, И.Л.  Формирование модели выпускника "школы здоровья" / П.Л. Звездина // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№1.-С.18-23. 
  • Звездина, М.Л.  Особенности стандартов нового поколения в формировании здорового образа жизни / П.Л. Звездина // Стандарты и мониторинг в образовании.-2013.-№5.-С.3-9.
  • Зубкова, Л.Г.   Воспитание в процессе образования у лицеистов культуры здорового и безопасного образа жизни / Л.Г. Зубкова, Л.А. Боденкина // Управление качеством образования.-2011.-№6.-С.92-94.
  • Иманова, Ж.П.  Инновации в области обеспечения здоровья обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования / Ж.П. Иманова, Э.М. Суйналиева // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№2.-С.9-11.
  • Интерактивные формы работы с детьми и подростками по профилактике детского травматизма в условиях оздоровительного лагеря: сборник материалов из опыта работы ВДЦ "Орленок"/ авт.-сост. А.А. Киреева.- М.: Издательство АПК и ППРО ,2013.
  • Исакова, А.П.   Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде колледжа / А.П. Исакова // Среднее профессиональное образование.-2013.-№11.-С.6-8.
  • Истомина, А.В.  "Модерация здоровья" как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования / А.В. Истомина, И.А. Попова // Воспитание школьников.-2011.-№4.-С.8-12.
  • Казин, Э.М.  Теоретико-прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, А.С. Шинкаренко, А.И. Фёдоров, Н.Г. Шушуева // Здоровьесбергающее образование.-2013.-№6.-С.32-37.
  • Каинов, А.Н.  Здоровьеформирующая образовательная среда - одна из главных составляющих образовательного процесса / А.Н. Каинов, В.В. Гордеева  // Управление качеством образования.-2011.-№7.-С.63-75.
  • Калиновская, С.А.  Единое образовательное пространство как педагогическая модель формирования культуры здоровья учащихся / С.А. Калиновская // Среднее профессиональное образование.-2011.-№9.-С.13-16.
  • Касимов, Р.А.  Формирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства / Р.А. Касимов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.54-59.
  • Колесникова, Л.И.  Современная стратегия здоровьесберегающей работы школы / Л.И. Колесникова, Е.Н. Дзятковская, В.В. Долгих, Л.В. Рычкова, В.М. Поляков// Экологическое образование.-2012.-№3.-С.20-24.
  • Колинько, А.А. Практика создания и развития региональной системы профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ у подрастающего поколения / А.А. Колинько // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.21-26.
  • Корчагина, Ю.В. Не наркотики? / Ю.В. Корчагина // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2013.-№5.-С.45-50.
  • Красношлыкова, О.Г.  Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение профильного обучения / О.Г. Красношлыкова, О.А. Никифорова // Профильная школа.-2011.-№6.-С.3-8.
  • Кузнецова, Е.В.  О здоровом питании на уроках русского языка и литературы / Е.В. Кузнецова // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С.24-28.
  • Кузьмина, С.А.   Роль здоровьесберегающих технологий в организации современного урока / С.А. Кузьмина, С.Ф. Бянкина // Управление качеством образования.-2012.-№3.-С.85-87.
  • Кулагина, Л.И. Формирование здорового образа жизни младшего школьника / Л.И. Кулагина // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№7.-С.3-5.
  • Кульков, А.А.  Создание условий сохранения и укрепления здоровья школьников / А.А. Кульков // Управление качеством образования.-2012.-№8.-С.87-94.
  • Кумарина, Г.Ф.  Здоровье школьника - категория педагогическая / Г.Ф. Кумарина // Народное образование (электронная версия).-2013.-№4.-С.208-216.
  • Ланда, Б.Х.   Мониторинг состояния здоровья обучающихся как организационно-педагогическая проблема / Б.Х. Ланда // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№2.-С.22-26.
  • Лаптева, Л.А.  Спортивно-оздоровительная деятельность. Программа объединения "Будьте здоровы!" / Л.А. Лаптева // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.95-102.
  • Лозовая, Е.В.  Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как здоровьесберегающий аспект / Е.В. Лозовая, Е.А. Абрашкина, А.Н. Михайлов // Методист.-2012.-№5.-С.42-48.
  • Любушина, О.Н.  Особенности ценностного отношения младших школьников к здоровью / О.Н. Любушкина, И.А. Кудряшова // Начальное образование.-2012.-№5.-С.38-45.
  • Макеева, А.Г.  Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5 - 6 классы / А.Г. Макеева.- М.: Просвещение,2013.
  • Макеева, А.Г.  Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7 - 8 классы / А.Г. Макеева.- М.: Просвещение,2013.
  • Максимова, Т.А. Социальное проектирование в формировании основ здорового образа жизни / Т.А. Максимова
    // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.81-84.
  • Мальцева, С.В.  Авторская программа педагогической деятельности по обучению учащихся здоровью на уроках географии в 6 классе / С.В. Мальцева // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.108-120.
  • Малярчук, Н.Н.  Развитие культуры здоровья педагогов - одно из условий обеспечения здоровья обучающихся / Н.Н. Малярчук // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.78-83.
  • Матафонова, О.И.  Здоровьесберегающая деятельность в образовании: аспекты качества / О.И. Матафонова // Управление качеством образования.-2013.-№5.-С.88-94.
  • Медведева,Л.Л.  Проектно-исследовательская деятельность как элемент здоровьесберегающих технологий / Л.Л. Медведева / Л.Л. Медведева // Начальная школа плюс до и после.-2013.-№8.-С.29-32.
  • Мерзлякова, Д.Р. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе / Д.Р. Мерзлякова // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№7.-С.20-22.
  • Надеева, М.С.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе /М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.14-17.
  • Надышева, Т.Б.   Психологическое здоровье детей и подростков / Т.Б. Надышева // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№6.-С.14-17.
  • Науменко, Ю.  Планирование поддержки и развития мотивации младших школьников к здоровому образу жизни / Ю. Науменко, О. Науменко // Школьное планирование.-2013.-№5.-С.59-71.
  • Науменко, Ю.В.  Мониторинг здоровьеформирующего образования в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Педагогическая диагностика.-2013.-№4.-С.96-111.
  • Нигматуллина, М.Г. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / М.Г. Нигматулина, Д.П. Лебедева, С.А. Скороход, В.Ю. Бирюкова, Т.С. Малинина, Н.К. Подкорытова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№3.-С.36-43.
  • Никитина, А.В.  Здоровьесберегающий принцип в обучении и воспитании младших школьников / А.В. Никитина // Образование в современной школе.-2012.-№9.-С.39-40.
  • Никкинен, Е.К.  Перспективы частно-государственного партнерства в сфере решения проблемы здоровья обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях РФ / Е.К. Никкинен // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.78-82.
  • Новолодская, Е.Г.   Театральная педагогика в проектировании здоровьесберегающей деятельности младших школьников / Е.Г. Новолодская // Начальная школа плюс до и после.-2013.-№8.-С.23-29.
  • Нормативные правовые основы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области: сборник документов / Мин-во образования Нижегородской области; под ред. Е.Л. Родионовой.- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
  • Образовательная программа "Здоровое поколение" физкультурно-оздоровительной работы лицея
    // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№6.-С.88-102.
  • Образовательная программа "Здоровье" (формирование основ культуры здоровья у младших школьников)
    // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№6.-С.68-75.
  • Образовательная программа "Мое здоровье"// Биб-ка журнала "Методист".-2011.-№3.-С.10-18.
  • Образовательная программа "Траектория здорового роста или Истории о радости, свободе и гармонии"
    // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С.102-109.
  • Орленок, И.Н.  Неделя психологии как фактор сохранения психологического здоровья школьников и педагогов / И.Н. Орленок  // Управление качеством образования.-2013.-№1.-С.92-95.
  • Осипов, А.Н.  Влияние теоретических уроков физической культуры на отношение учащихся 5-11 классов к собственному здоровью / А.Н. Осипов, А.А. Подлубная // Учим и учимся: библ-ка ж. "Методист" .-2012.-№3.-С.29-34.
  • Оськина, Н.Г. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников : новая модель / Н.Г. Оськина // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№7.-С.17-20.
  • Панкова, Н.Б.  Методологические подходы к оценке здоровьесберегающего потенциала образовательных стандартов нового поколения / Н.Б. Панкова, М.Ю. Карганов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.87-92.
  • Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
    // Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни учащихся начальной школы: Биб-ка ж. "Методист.-2011.-№3.-С.4-10.
  • Прохорова, О.А.  Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными учащимися / О.А. Прохорова, В.В. Викоренко // Одаренный ребенок.-2012.-№4.-С.28-32.
  • Рапопорт, И.К.   Профилактика нарушений зрения у школьников / И.К. Рапопорт, А.П. Цамерян // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2012.-№4.-С.65-71.
  • Решетников, В.А.  Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся / В.А. Решетников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№4.-С.34-38.
  • Сапрыкина, Т.А.   Использование здоровьесберегающих аспектов в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей / Т.А. Сапрыкина, И.В. Якунина // Методист.-2012.-№7.-С.47-48.
  • Севернюк, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность субъектов образовательного процесса / Н.В. Севернюк // Начальное образование.-2013.-№2.-С.10-12.
  • Семакова, Н.В.  Информатика и здоровье / Н.В. Семакова // Информатика и образование.-2011.-№1.-С.49-53.
  • Сетевой региональный образовательный проект "Нижегородская школа - территория здоровья": информационный бюллетень. Вып. 1./ сост. и науч. ред. О.С. Гладышева.- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
  • Сетевой региональный образовательный проект "Нижегородская школа - территория здоровья": информационный бюллетень. Вып. 2. / сост. и науч. ред. О.С. Гладышева.- Н.Новгород: Изд-во НИРО, 2012.
  • Сивоконь, Е.Е.   Использование здоровьесберегающих технологий и интерактивного обучения для минимизации рисков информатизации образования / Е.Е. Сивоконь // Информатика и образование.-2012.-№10.-С.20-22.
  • Смирнов, Н.К.  Современная школа и здоровье учащихся / Н.К. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2012.-№1.-С.42-47; №4.-С.38-48; №6. – С.41-44.
  • Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья детей: инновационные подходы: пособие для педагогов. Ч. 1 / науч. рук. и отв. ред. О.С. Гладышева; сост. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО; МАОУ СОШ № 187 с углубл. изуч. отд. предметов.- Н.Новгород: Издательство НИРО,2012.
  • Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья детей: формы и методы работы: пособие для педагогов. В 2 ч. Ч. 2 / науч. рук. и отв. ред. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО.- Н.Новгород: Издательство НИРО,2012.
  • Степанов, С.   От здоровьесберегающего образования к здоровьесозидающему / С.Степанов, Е. Кремер // Образовательная политика.-2011.-№1.-С.88-91.
  • Тараканова, В.В.  Здоровье современных подростков в условиях ухудшения экологической обстановки / В.В. Тараканова // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№6.-С.25-28.
  • Тихомирова, Т.С.  Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников / Т.С. Тихомирова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2013.-№1.-С.41-46.
  • Тищенко, Г.А.  "Пропаганда здорового образа жизни": программа для учащихся 7-11-х классов / Г.А. Тищенко // Классный руководитель.-2011.-№1.-С.84-87.
  • Трухачёва, А.А.    Проблемы создания здоровьесберегающей территории в образовательном учреждении / А.А. Трухачёва // Управление качеством образования.-2013.-№2.-С.91-94.
  • Уроки здоровья и ОБЖ: методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу: седьмой год обучения / Мин-во образования Нижегор.обл.;ГОУ ДПО "НИРО";[авт.-разработч.: О.С.Гладышева, М.В. Шуклина].- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
  • Уроки здоровья и ОБЖ: методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу: седьмой год обучения / Мин-во образов. Нижегор. обл., ГБОУ ДПО НИРО; [авт.-разработ. О.С. Гладышева, М.В. Шуклина].- Н.Новгород: Издательство НИРО,2011.
  • Фадеева, Т.В.  Разработка модели социализации подростков с целью формирования нравственных ценностей и здорового образа жизни / Т.В. Фадеева // Воспитание в школе.-2013.-№4.-С.42-43.
  • Фёдоров, А.И.  Портфолио здоровья как инструмент здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса / А.И. Фёдоров, Э.В. Працун, О.Б. Лысых, Н.П. Кривошеина, А.Ю. Павлова, Н.Г. Горн // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№7-8.-С.59-62.
  • Фурсенко, А.А.   Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников / А.А. Фурсенко  // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2011.-№4.-С.60-63.
  • Харисов, Ф.Ф.   Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.4-13.
  • Харисов, Ф.Ф.   Научно-методическое обеспечение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С.4-9.
  • Харисов, Ф.Ф.   Новые технологии в оздоровлении школьников / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№3.-С.4-7.
  • Харисов, Ф.Ф.  Компетентность учителя - важнейший фактор развития здоровьесберегающего образования / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.4-5.
  • Харисов, Ф.Ф.  Теоретические основы и условия обучения управлению индивидуальным здоровьем обучающихся на основе развития здоровьеформирующей деятельности образовательных организаций  / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.27-30.
  • Харисов, Ф.Ф.  Формирование, сохранение и укрепление здоровья у обучающихся, создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.4-5.
  • Харисов, Ф.Ф. Образовательная среда: проблемы формирования культуры здоровья / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.4-7.
  • Чекмарева, Т.К. Внутришкольное управление формированием мотивации здорового образа жизни школьников  / Т.К. Чемарева, Е.Б. Черникова // Педагогическое образование и наука.-2012.-№10.-С.20-27.
  • Чупина, Н.И.  Авторская программа "Здоровье" / Н.И. Чупина // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№4.-С.50-53.
  • Шевченко, Н.Н.  Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы / Н.Н. Шевченко // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.57-60.
  • Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / [В.Р.Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт и др.]; под ред. В.Р. Кучмы. - М.: Просвещение,2012.
  • Шустов, Е.Б.  Здоровье школьников: поиск успешных путей  / Е.Б. Шустов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.31-37.
  • Якунчев, М.А. Сущность понятий "Здоровье" и "Здоровый образ жизни" в контексте культурологического подхода к образованию / М.А. Якунчев, С.П. Голышенков // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№2.-С.21-28.
  • Ячменникова, Т.С.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях личностно ориентированного обучения / Т.С. Ячменникова // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.34-40.
  • Яшина, Г.А.   От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим / Г.А. Яшина, А.С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№6.-С.21-24.

Составитель: библиограф библиотеки ГБОУ ДПО НИРО

Шадрина Е.В.



[1] Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1969. – С. 87.

[2] Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.95.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph