1
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
10
Подразделения

Растим здоровое поколение

    Одной из главных задач современной школы является воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка. Теоретические подходы к решению проблем здоровья учащихся подробно изложены в  трудах  отечественных педагогов:  В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева,  П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Р.Вирхова, В.А. Сухомлинского. Последний писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»[1].

       Современные направления государственной политики в сфере здоровья нашли свое отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, о чем подробно рассказывается, например,  в статье М.Л. Звездиной [45], где в качестве главной цели образования  называется  формирование культуры здорового образа жизни.  Расширился и наполнился новыми смыслами понятийно-терминологический аппарат в области здоровья.

      «Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние телесного, душевного и социального благополучия», - читаем в Педагогическом энциклопедическом словаре[2].

   Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию исследуют в своей статье д.п.н. М.А. Якунчев и к.м.н. С.П. Голышенков, считая их основой для создания системы формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у разных категорий обучающихся [128].

   Свою лепту в определение современных понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и др. в связи с процессом интеграции содержания школьного экологического и здоровьесберегающего образования внесла док. биол. наук, профессор Института содержания и методов обучения РАО Е.Н. Дзятковская [39].   

   В рамках фундаментальных исследований РАО определены задачи и перспективы развития содержания образования в вопросах здоровья на основе повышения научной грамотности обучающихся как реализации требований ФГОС в целях сохранения здоровья нации – основы социально-экономического развития России [8].

     О современных подходах к сохранению и укреплению здоровья школьников пишет в своей статье и вед н.с. РЭУ им. Г.В. Плеханова, канд. пед. наук Т.С. Тихомирова [108].

     Предлагаемый вниманию читателей библиографический материал за 2011-2013 гг. содержит информацию о публикациях, посвященных сохранению и укреплению здоровья школьников как актуальному направлению развития содержания современного образования и воспитания.

  • Абаев, А.М.   Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды // Педагогика.-2012.-№3.-С.37-41.
  • Абдрахимова, Л.Р.  Здоровье школьника в системе современного школьного образования // Начальная школа плюс до после.-2012.-№1.-С.45-49.
  • Айзман, Р.И.   Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств
    // Педагогическая диагностика.-2011.-№1.-С.62-73.
  • Александрова, И.В.  Здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности / И.В. Александрова, Е.А. Проценко // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.8-14.
  • Александрова, Н.В.  Психологическое здоровье школьников: нужны системные решения / Н.В. Александрова, В.М. Кадневский, Е.Ю. Дьяченко // Социальная педагогика.-2013.-№3.-С.111-116.
  • Алексеева, Н.И.  О центре содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
    // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.2-7.
  • Андреева, И.Г.   Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№3.-С.15-19.
  • Андреева, И.Г.  Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации
    // Педагогика.-2012.-№10.-С.31-39.
  • Андреева, И.Г.  Формирование ценностного отношения к здоровью через предметное содержание ественнонаучного образования в контексте достижений личностных результатов, обозначенных ФГОС
    // Биология в школе.-2013.-№7.-С.29-42.
  • Анташева, Ю.А.  "Курение и здоровье": Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика.-2013.-№3.-С.70-80.
  • Бабич, Э.А.   Реализация программы "Здоровье" как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса / Э.А. Бабич, А.А. Корякова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№2.-С.55-60.
  • Байлова, И.В.   Комплексный подход в формировании здоровьесберегающей среды в классе для детей с задержкой психического развития // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.37-45.
  • Бакунина, М.И.  Основы здорового образа жизни.1 -4 классы: учебное пособие / М.И. Бакунина.- М.: Издательство Русское слово-учебник,2012.
  • Безруких, М.М.   Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: Просвещение, 2012.
  • Безруких, М.М.  Здоровье как компонент образования // Профессиональное образование.-2011.-№10.-С.18-21.
  • Белякова, В.Н.   Программа взаимодействия с родительской общественностью "Открытая школа здоровья"
    // Управление качеством образования.-2011.-№1.-С.90-94.
  • Блинова, Н.Г.  Система здоровьесберегающего сопровождения в условиях непрерывного образования / Н.Г. Блинова, Е.В. Васина, Л.А. Варич, Н.Н. Кошко, Н.В. Аверьянова // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.25-31.
  • Богачева, Т.Ю. Здоровье ребёнка и интернет / Т.Ю. Богачева // Педагогическая диагностика.-2013.-№1.-С.108-111.
  • Боева, В.А.  Здоровьесбережение и здоровый образ жизни - основной принцип воспитания / В.А. Боева // Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№3.-С.18-21.
  • Болелова, А.Г.  Технология формирования у учащихся ценностно-смыслового отношения к здоровью / А.Г. Болелова // Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.22-27.
  • Борисенко, Е.А.   Организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе авторской программы "Мы идем по тропе здоровья" / Е.А. Борисенко // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№2.-С.76-82.
  • Булыгина, Л.А.  Организация проектной деятельности. Проект по физической культуре на тему "Школа здорового образа жизни"/ Л.А. Булыгина // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.90-94.
  • Вайнер, Э.Н.  Стратегия и содержание здоровьесберегающего образования / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2012.-№8.-С.33-38; №10.-С.39-40.
  • Васильева, Р.А.  Комплексная программа здоровьесберегающей деятельности лицея / Р.А. Васильева // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2013.-№10.-С.30-34.
  • Васильченко, Л.В.   Славянские практики здоровьесбережения в современной педагогике / Л.В. Васильченко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№5.-С.48-49.
  • Войнов, В.Б.  Пилотный проект единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области / В.Б. Войнов, С.Н. Кульба, Е.Н. Пожарская, Л.К. Чаусова // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.68-77.
  • Волосовец, Т.В.  Организация и этапы проведения мониторинга показателей здоровья, адаптации и работоспособности учащихся / Т.В. Волосовец // Педагогическое образование и наука.-2012.-№9.-С.16-23.
  • Гаркуша, Н.С.   Система работы классного руководителя по воспитанию у школьников культуры здоровья / Н.С. Гаркуша // Классный руководитель.-2011.-№1.-С.18-83.
  • Глуходед, Л.Н.  Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальных компетенций учащихся / Л.Н. Глуходед // Управление качеством образования.-2011.-№2.-С.90-94. 
  • Голубовская, А.В.   Воспитательная программа "Здоровье"/ А.В. Голубовская // Классный руководитель.-2012.-№6.-С.64-76.
  • Гороховик, Т.Г.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.Г. Гороховик, С.В. Воробьева // Управление качеством образования.-2013.-№1.-С.80-91.
  • Гузенко, В.  Воспитываем здоровое поколение. Из опыта работы педагогического лицея / В. Гузенко, В. Лукьянова, А. Остапенко, Д. Ткач // Сельская школа.-2011.-№5.-С.34-48.
  • Гурьев, А.В.  Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе / А.В. Гурьев // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№3.-С.20-25.
  • Гусарова, Е.В.  Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся / Е.В. Гусарова // Начальная школа.-2013.-№11.-С.7-13.
  • Денисова, Е.В.   Формирование образовательной среды, содействующей здоровью / Е.В. Денисова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№1.-С.23-24.
  • Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся начальной школы: сборник программ   / авт.-сост. Ю.В. Науменко. - М.: Издательство АПК и ПРО,2011.
  • Дзюба, И. Семь составляющих здорового образа жизни / И. Дзюба // Беспризорник.-2011.-№1.-С.30-39.
  • Дзятковская, Е.Н. О разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для ступени начального общего образования: О реализации приказа Минобрнауки РФ №2357 / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.В. Шмелькова // Экологическое образование.-2012.-№2.-С.44-49.
  • Дзятковская, Е.Н.  О понятийно-терминологическом аппарате образования в области экологии и здоровья / Е.Н. Дзятковская // Экологическое образование.-2012.-№3.-С.25-31.
  • Дибленкова, А.Н.  Опыт использования здоровьесберегающих технологий  / А.Н. Дибленкова // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№1.-С.49-53.
  • Дудина, Г.В.  Формирование у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни в начальной школе средствами проектной деятельности / Г.В. Дудина // Национальный проект "Образование".-2012.-№4.-С.50-52.
  • Ельчанинова, Н.Ф.   Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования / Н.Ф. Ельчанинова, О. Р. Прокопенко, О.В. Николаева // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.26-30.
  • Захлебный, А.Н. Об интегрированном курсе «Экология и безопасность жизнедеятельности» для старшеклассников / А.Н. Захлебный, В.А. Грачев, Е.Н. Дзятковская// Экологическое образование.-2012.-№2.-С.41-44.
  • Звездина, И.Л.  Формирование модели выпускника "школы здоровья" / П.Л. Звездина // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№1.-С.18-23. 
  • Звездина, М.Л.  Особенности стандартов нового поколения в формировании здорового образа жизни / П.Л. Звездина // Стандарты и мониторинг в образовании.-2013.-№5.-С.3-9.
  • Зубкова, Л.Г.   Воспитание в процессе образования у лицеистов культуры здорового и безопасного образа жизни / Л.Г. Зубкова, Л.А. Боденкина // Управление качеством образования.-2011.-№6.-С.92-94.
  • Иманова, Ж.П.  Инновации в области обеспечения здоровья обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования / Ж.П. Иманова, Э.М. Суйналиева // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№2.-С.9-11.
  • Интерактивные формы работы с детьми и подростками по профилактике детского травматизма в условиях оздоровительного лагеря: сборник материалов из опыта работы ВДЦ "Орленок"/ авт.-сост. А.А. Киреева.- М.: Издательство АПК и ППРО ,2013.
  • Исакова, А.П.   Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде колледжа / А.П. Исакова // Среднее профессиональное образование.-2013.-№11.-С.6-8.
  • Истомина, А.В.  "Модерация здоровья" как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования / А.В. Истомина, И.А. Попова // Воспитание школьников.-2011.-№4.-С.8-12.
  • Казин, Э.М.  Теоретико-прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, А.С. Шинкаренко, А.И. Фёдоров, Н.Г. Шушуева // Здоровьесбергающее образование.-2013.-№6.-С.32-37.
  • Каинов, А.Н.  Здоровьеформирующая образовательная среда - одна из главных составляющих образовательного процесса / А.Н. Каинов, В.В. Гордеева  // Управление качеством образования.-2011.-№7.-С.63-75.
  • Калиновская, С.А.  Единое образовательное пространство как педагогическая модель формирования культуры здоровья учащихся / С.А. Калиновская // Среднее профессиональное образование.-2011.-№9.-С.13-16.
  • Касимов, Р.А.  Формирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства / Р.А. Касимов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.54-59.
  • Колесникова, Л.И.  Современная стратегия здоровьесберегающей работы школы / Л.И. Колесникова, Е.Н. Дзятковская, В.В. Долгих, Л.В. Рычкова, В.М. Поляков// Экологическое образование.-2012.-№3.-С.20-24.
  • Колинько, А.А. Практика создания и развития региональной системы профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ у подрастающего поколения / А.А. Колинько // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.21-26.
  • Корчагина, Ю.В. Не наркотики? / Ю.В. Корчагина // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2013.-№5.-С.45-50.
  • Красношлыкова, О.Г.  Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение профильного обучения / О.Г. Красношлыкова, О.А. Никифорова // Профильная школа.-2011.-№6.-С.3-8.
  • Кузнецова, Е.В.  О здоровом питании на уроках русского языка и литературы / Е.В. Кузнецова // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С.24-28.
  • Кузьмина, С.А.   Роль здоровьесберегающих технологий в организации современного урока / С.А. Кузьмина, С.Ф. Бянкина // Управление качеством образования.-2012.-№3.-С.85-87.
  • Кулагина, Л.И. Формирование здорового образа жизни младшего школьника / Л.И. Кулагина // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№7.-С.3-5.
  • Кульков, А.А.  Создание условий сохранения и укрепления здоровья школьников / А.А. Кульков // Управление качеством образования.-2012.-№8.-С.87-94.
  • Кумарина, Г.Ф.  Здоровье школьника - категория педагогическая / Г.Ф. Кумарина // Народное образование (электронная версия).-2013.-№4.-С.208-216.
  • Ланда, Б.Х.   Мониторинг состояния здоровья обучающихся как организационно-педагогическая проблема / Б.Х. Ланда // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№2.-С.22-26.
  • Лаптева, Л.А.  Спортивно-оздоровительная деятельность. Программа объединения "Будьте здоровы!" / Л.А. Лаптева // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.95-102.
  • Лозовая, Е.В.  Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как здоровьесберегающий аспект / Е.В. Лозовая, Е.А. Абрашкина, А.Н. Михайлов // Методист.-2012.-№5.-С.42-48.
  • Любушина, О.Н.  Особенности ценностного отношения младших школьников к здоровью / О.Н. Любушкина, И.А. Кудряшова // Начальное образование.-2012.-№5.-С.38-45.
  • Макеева, А.Г.  Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5 - 6 классы / А.Г. Макеева.- М.: Просвещение,2013.
  • Макеева, А.Г.  Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7 - 8 классы / А.Г. Макеева.- М.: Просвещение,2013.
  • Максимова, Т.А. Социальное проектирование в формировании основ здорового образа жизни / Т.А. Максимова
    // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.81-84.
  • Мальцева, С.В.  Авторская программа педагогической деятельности по обучению учащихся здоровью на уроках географии в 6 классе / С.В. Мальцева // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.108-120.
  • Малярчук, Н.Н.  Развитие культуры здоровья педагогов - одно из условий обеспечения здоровья обучающихся / Н.Н. Малярчук // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.78-83.
  • Матафонова, О.И.  Здоровьесберегающая деятельность в образовании: аспекты качества / О.И. Матафонова // Управление качеством образования.-2013.-№5.-С.88-94.
  • Медведева,Л.Л.  Проектно-исследовательская деятельность как элемент здоровьесберегающих технологий / Л.Л. Медведева / Л.Л. Медведева // Начальная школа плюс до и после.-2013.-№8.-С.29-32.
  • Мерзлякова, Д.Р. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе / Д.Р. Мерзлякова // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№7.-С.20-22.
  • Надеева, М.С.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе /М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.14-17.
  • Надышева, Т.Б.   Психологическое здоровье детей и подростков / Т.Б. Надышева // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№6.-С.14-17.
  • Науменко, Ю.  Планирование поддержки и развития мотивации младших школьников к здоровому образу жизни / Ю. Науменко, О. Науменко // Школьное планирование.-2013.-№5.-С.59-71.
  • Науменко, Ю.В.  Мониторинг здоровьеформирующего образования в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Педагогическая диагностика.-2013.-№4.-С.96-111.
  • Нигматуллина, М.Г. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / М.Г. Нигматулина, Д.П. Лебедева, С.А. Скороход, В.Ю. Бирюкова, Т.С. Малинина, Н.К. Подкорытова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№3.-С.36-43.
  • Никитина, А.В.  Здоровьесберегающий принцип в обучении и воспитании младших школьников / А.В. Никитина // Образование в современной школе.-2012.-№9.-С.39-40.
  • Никкинен, Е.К.  Перспективы частно-государственного партнерства в сфере решения проблемы здоровья обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях РФ / Е.К. Никкинен // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.78-82.
  • Новолодская, Е.Г.   Театральная педагогика в проектировании здоровьесберегающей деятельности младших школьников / Е.Г. Новолодская // Начальная школа плюс до и после.-2013.-№8.-С.23-29.
  • Нормативные правовые основы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области: сборник документов / Мин-во образования Нижегородской области; под ред. Е.Л. Родионовой.- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
  • Образовательная программа "Здоровое поколение" физкультурно-оздоровительной работы лицея
    // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№6.-С.88-102.
  • Образовательная программа "Здоровье" (формирование основ культуры здоровья у младших школьников)
    // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№6.-С.68-75.
  • Образовательная программа "Мое здоровье"// Биб-ка журнала "Методист".-2011.-№3.-С.10-18.
  • Образовательная программа "Траектория здорового роста или Истории о радости, свободе и гармонии"
    // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С.102-109.
  • Орленок, И.Н.  Неделя психологии как фактор сохранения психологического здоровья школьников и педагогов / И.Н. Орленок  // Управление качеством образования.-2013.-№1.-С.92-95.
  • Осипов, А.Н.  Влияние теоретических уроков физической культуры на отношение учащихся 5-11 классов к собственному здоровью / А.Н. Осипов, А.А. Подлубная // Учим и учимся: библ-ка ж. "Методист" .-2012.-№3.-С.29-34.
  • Оськина, Н.Г. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников : новая модель / Н.Г. Оськина // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№7.-С.17-20.
  • Панкова, Н.Б.  Методологические подходы к оценке здоровьесберегающего потенциала образовательных стандартов нового поколения / Н.Б. Панкова, М.Ю. Карганов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.87-92.
  • Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
    // Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни учащихся начальной школы: Биб-ка ж. "Методист.-2011.-№3.-С.4-10.
  • Прохорова, О.А.  Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными учащимися / О.А. Прохорова, В.В. Викоренко // Одаренный ребенок.-2012.-№4.-С.28-32.
  • Рапопорт, И.К.   Профилактика нарушений зрения у школьников / И.К. Рапопорт, А.П. Цамерян // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2012.-№4.-С.65-71.
  • Решетников, В.А.  Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся / В.А. Решетников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№4.-С.34-38.
  • Сапрыкина, Т.А.   Использование здоровьесберегающих аспектов в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей / Т.А. Сапрыкина, И.В. Якунина // Методист.-2012.-№7.-С.47-48.
  • Севернюк, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность субъектов образовательного процесса / Н.В. Севернюк // Начальное образование.-2013.-№2.-С.10-12.
  • Семакова, Н.В.  Информатика и здоровье / Н.В. Семакова // Информатика и образование.-2011.-№1.-С.49-53.
  • Сетевой региональный образовательный проект "Нижегородская школа - территория здоровья": информационный бюллетень. Вып. 1./ сост. и науч. ред. О.С. Гладышева.- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
  • Сетевой региональный образовательный проект "Нижегородская школа - территория здоровья": информационный бюллетень. Вып. 2. / сост. и науч. ред. О.С. Гладышева.- Н.Новгород: Изд-во НИРО, 2012.
  • Сивоконь, Е.Е.   Использование здоровьесберегающих технологий и интерактивного обучения для минимизации рисков информатизации образования / Е.Е. Сивоконь // Информатика и образование.-2012.-№10.-С.20-22.
  • Смирнов, Н.К.  Современная школа и здоровье учащихся / Н.К. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2012.-№1.-С.42-47; №4.-С.38-48; №6. – С.41-44.
  • Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья детей: инновационные подходы: пособие для педагогов. Ч. 1 / науч. рук. и отв. ред. О.С. Гладышева; сост. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО; МАОУ СОШ № 187 с углубл. изуч. отд. предметов.- Н.Новгород: Издательство НИРО,2012.
  • Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья детей: формы и методы работы: пособие для педагогов. В 2 ч. Ч. 2 / науч. рук. и отв. ред. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО.- Н.Новгород: Издательство НИРО,2012.
  • Степанов, С.   От здоровьесберегающего образования к здоровьесозидающему / С.Степанов, Е. Кремер // Образовательная политика.-2011.-№1.-С.88-91.
  • Тараканова, В.В.  Здоровье современных подростков в условиях ухудшения экологической обстановки / В.В. Тараканова // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№6.-С.25-28.
  • Тихомирова, Т.С.  Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников / Т.С. Тихомирова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2013.-№1.-С.41-46.
  • Тищенко, Г.А.  "Пропаганда здорового образа жизни": программа для учащихся 7-11-х классов / Г.А. Тищенко // Классный руководитель.-2011.-№1.-С.84-87.
  • Трухачёва, А.А.    Проблемы создания здоровьесберегающей территории в образовательном учреждении / А.А. Трухачёва // Управление качеством образования.-2013.-№2.-С.91-94.
  • Уроки здоровья и ОБЖ: методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу: седьмой год обучения / Мин-во образования Нижегор.обл.;ГОУ ДПО "НИРО";[авт.-разработч.: О.С.Гладышева, М.В. Шуклина].- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
  • Уроки здоровья и ОБЖ: методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу: седьмой год обучения / Мин-во образов. Нижегор. обл., ГБОУ ДПО НИРО; [авт.-разработ. О.С. Гладышева, М.В. Шуклина].- Н.Новгород: Издательство НИРО,2011.
  • Фадеева, Т.В.  Разработка модели социализации подростков с целью формирования нравственных ценностей и здорового образа жизни / Т.В. Фадеева // Воспитание в школе.-2013.-№4.-С.42-43.
  • Фёдоров, А.И.  Портфолио здоровья как инструмент здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса / А.И. Фёдоров, Э.В. Працун, О.Б. Лысых, Н.П. Кривошеина, А.Ю. Павлова, Н.Г. Горн // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№7-8.-С.59-62.
  • Фурсенко, А.А.   Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников / А.А. Фурсенко  // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2011.-№4.-С.60-63.
  • Харисов, Ф.Ф.   Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.4-13.
  • Харисов, Ф.Ф.   Научно-методическое обеспечение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С.4-9.
  • Харисов, Ф.Ф.   Новые технологии в оздоровлении школьников / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№3.-С.4-7.
  • Харисов, Ф.Ф.  Компетентность учителя - важнейший фактор развития здоровьесберегающего образования / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.4-5.
  • Харисов, Ф.Ф.  Теоретические основы и условия обучения управлению индивидуальным здоровьем обучающихся на основе развития здоровьеформирующей деятельности образовательных организаций  / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.27-30.
  • Харисов, Ф.Ф.  Формирование, сохранение и укрепление здоровья у обучающихся, создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.4-5.
  • Харисов, Ф.Ф. Образовательная среда: проблемы формирования культуры здоровья / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.4-7.
  • Чекмарева, Т.К. Внутришкольное управление формированием мотивации здорового образа жизни школьников  / Т.К. Чемарева, Е.Б. Черникова // Педагогическое образование и наука.-2012.-№10.-С.20-27.
  • Чупина, Н.И.  Авторская программа "Здоровье" / Н.И. Чупина // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№4.-С.50-53.
  • Шевченко, Н.Н.  Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы / Н.Н. Шевченко // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.57-60.
  • Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / [В.Р.Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт и др.]; под ред. В.Р. Кучмы. - М.: Просвещение,2012.
  • Шустов, Е.Б.  Здоровье школьников: поиск успешных путей  / Е.Б. Шустов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.31-37.
  • Якунчев, М.А. Сущность понятий "Здоровье" и "Здоровый образ жизни" в контексте культурологического подхода к образованию / М.А. Якунчев, С.П. Голышенков // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№2.-С.21-28.
  • Ячменникова, Т.С.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях личностно ориентированного обучения / Т.С. Ячменникова // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.34-40.
  • Яшина, Г.А.   От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим / Г.А. Яшина, А.С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№6.-С.21-24.

Составитель: библиограф библиотеки ГБОУ ДПО НИРО

Шадрина Е.В.



[1] Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1969. – С. 87.

[2] Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.95.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph