Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория

docСкачать документ «Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория»iotm.doc63 Kb

Индивидуальный образовательный  маршрут и индивидуальная образовательная траектория

Информационно-библиографический материал

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) )[i]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),[ii] обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
 Более подробно с толкованием понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» можно познакомиться, прочитав статьи предлагаемого библиографического материала, структурированного в соответствии с темами подборок: «Об индивидуализации обучения. Определение понятий», «Индивидуальный образовательный маршрут», «Индивидуальная образовательная траектория». Раздел «Индивидуальные траектории повышения квалификации» содержит несколько статей об индивидуализации процесса повышения квалификации учителей в современной системе дополнительного профессионального образования педагогов.
Статьи предлагаемого библиографического материала относятся к периоду 2006-2009 гг.

Об индивидуализации обучения. Определение понятий

Индивидуальный маршрут

Индивидуальная траектория обучения

Индивидуальные траектории повышения квалификации

Составитель: библиограф библиотеки ГОУ ДПО НИРО
Шадрина Е.В.



[i] К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута (Консультант: профессор кафедры начального образования Есенкова Т.Ф.:[Электронный ресурс].- http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc

[ii] Там же.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть