Итоги проведения методического семинара
«Современные
требования к педагогической деятельности учителя физической культуры в
контексте профессионального стандарта педагога»
для руководителей районных методических объединений, учителей
физической культуры Нижегородской области и г. Н.Новгорода, руководителей и
участников инновационных, стажерских площадок кафедры.
25 августа 2017 г.
В рамках реализации плана ГБОУ ДПО НИРО на 2016-2017 учебный год
кафедрой теории и методики физического воспитания и ОБЖ был проведен областной
методический семинар, в котором приняли участие 73 человека. Из них были
представители из 41 района Нижегородской области и 6 районов города Нижнего Новгорода.
Содержание методического семинара ставило задачи: информировать
участников о содержании Профессионального стандарта педагога, его основных
требованиях и тех профессиональных компетенциях, которые необходимо будет
освоить учителям в рамках своей профессиональной деятельности; определить
факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие профессиональных
компетенций педагогов.
С
приветственным словом и пожеланиями успешного и безопасного учебного года к
педагогам обратилась заведующая кафедрой теории и методики физвоспитания и ОБЖ,
кандидат педагогических наук, Елена Николаевна Фомичева.
В своем
докладе «Педагогическая деятельность учителя физической культуры в контексте
профессионального стандарта педагога» заведующая кафедрой обозначила приоритетные направления развития
в системе общего образования на ближайший период времени; актуализировала
важные требования, предъявляемые к педагогам образовательных организаций,
материально-техническим и кадровым ресурсам, содержательно-организационному
обеспечению образовательного процесса в каждой организации в контексте
требований профессионального стандарта педагога, ФГОС ООО, других
регламентирующих нормативных документов в сфере образовательной деятельности.
В условиях постепенного
внедрения Профессионального стандарта
педагога в образовательных организациях
основного общего образования (утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ от
18.10. 2013 №544-н), в соответствии с его содержанием, появляется необходимость освоения педагогом новых
профессиональных компетенций для успешной реализации им педагогической
деятельности. В связи с этим, Фомичева Е.Н. подробно остановилась на выделении
профессиональных компетенций по каждому виду/направлению педагогической
деятельности: обучающей, воспитательной и развивающей.
Следующим этапом работы семинара стало выполнение
участниками семинара творческого задания с целью определения каждым
педагогом возможных трудностей в
реализации тех или иных профессиональных компетенций в условиях введения
Профстандарта. Участники семинара заполнили разработанные сотрудниками кафедры анкетные
опросники.
Дальнейшие сообщения выступающих были также
направлены на освещение опыта работы образовательных организаций в контексте
требований Профессионального стандарта педагога. Всего было заслушано четыре информационных доклада.
Первый доклад (коллективный) прозвучал по теме: «Система подготовки обучающихся
образовательных организаций к Всероссийской олимпиаде по физической культуре».
Его представили Семенова Альбина
Федоровна, учитель физической культуры высшей категории МАОУ «Гимназии № 80»
города Н. Новгорода и Певницкая Наталья
Александровна, учитель физической культуры высшей категории МАОУ «Школа с
углубленным изучением отдельных предметов № 85» города Н. Новгорода. Докладчики
подчеркнули особую значимость разработки и внедрения инновационных форм и
методов работы с одаренными детьми. Семенова А.Ф. и Певницкая
Н.А. были награждены благодарственным письмом ректора Нижегородского института
развития образования за эффективную педагогическую деятельность в подготовке призеров
и победителей Всероссийской Олимпиады по физической культуре за последние
годы.
В работе семинара приняли участие представители инновационных площадок
кафедры. Сначала выступила с докладом директор МБОУ «Овсянковской
основной школы» города Семенов Осокина Людмила Леонидовна. Она подвела итоги
трехлетней работы инновационной площадки по теме: «Реализация системы
мониторинга «Рейтинг здоровья» в работе районного ресурсного центра
здоровьесберегающей деятельности» (научный руководитель площадки Виктор
Григорьевич Пичененко, профессор кафедры теории и
методики физвоспитания и ОБЖ, к.в.н.).
Своим опытом по инновационной деятельности поделились представители МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им.
А.С.Пушкина» г. Арзамаса Огурцова Елена
Михайловна, заместитель директора школы и Васильев Антон Сергеевич, учитель
высшей категории физической культуры. Они выступили с сообщением по теме «Организационно-содержательное
обеспечение системы физического воспитания в условиях ВФСК ГТО» (научный руководитель
Фомичева Е.Н., зав.кафедрой теории и методики физвоспитания и ОБЖ, к.пед.н.). Авторы представили промежуточные итоги
разработанной системы учебной и внеурочной деятельности обучающихся в условиях
внедрения Комплекса ГТО на основе социального партнерства.
Завершающим докладом в работе методического семинара стал отчет
Ильиной Елены Сергеевны, заместитель директора МБОУ Сосновская
СШ №1 (научный руководитель Игнатьев Павел Владимирович, доцент кафедры теории
и методики физвоспитания и ОБЖ, к.пед.н.). Она
выступила с темой «Реализация содержательного обеспечения
физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках районного ресурсного центра
здоровьесбережения участников образовательного процесса». Е.С. Ильина
подробно рассказала участникам семинара
о применении инновационных форм и технологий по здоровьесберегающей
деятельности с обучающимися в образовательной организации.
В заключение, по итогам проведения методического семинара
были даны разъяснения на некоторые проблемные вопросы
организационно-методического характера. Одним из вопросов, которые озвучила заведующая
кафедрой в ходе работы совещания, стала информация о необходимости создания
педагогического сетевого объединения (сообщества) учителей физической культуры
и ОБЖ Нижегородской области и организации его дальнейшей деятельности. В ходе
совместного обсуждения были определены: состав и структура регионального
педагогического сетевого сообщества, функции, основные направления
деятельности. Предложения по включению кандидатур учителей в состав
педагогического регионального объединения были вынесены на общее голосование и
приняты решением всех присутствующих участников.
Анализ проведенной встречи с участниками
показал, что семинар был проведен на достаточно высоком уровне, у всех
слушателей сложилось позитивное мнение о форме его организации и проведении.
Многие из педагогов отметили практическую значимость информационных сообщений, интересную
и творческую атмосферу в процессе
проведения методического семинара; проявили желание в дальнейшем использовать
опыт выступающих учителей в свой работе.