1. Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. А ведь в современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
2. Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. Поэтому важно своевременное включение учителя, который, следуя психологическим особенностям подростков, направляет их в нужное образовательное русло. Необходимо, чтобы ученики четко понимали, для чего они используют ресурсы Интернет, осознавали, что они владеют средствами и технологиями, с помощью которых можно вести целенаправленный и регулярный поиск конкретной информации, необходимой для обучения в школе.
В первую очередь, сам педагог не должен пренебрегать информационной безопасностью своих учеников: не выкладывать их работы и фотографии в сеть без разрешения их родителей или законных представителей; не передавать персональные данные третьим лицам, в том числе другим родителям и ученикам; не разглашать текущую успеваемость без разрешения самого учащегося. Всё это мелочи, как кажется, но они могут привести к серьезным последствиям.
3. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике ребёнка. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся: учителем, психологом, социальным педагогом, библиотекарем и другими участниками образовательного процесса. Педагог способен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.
Кроме того, можно выделить общие методы по созданию безопасной информационной системы в школе, в которых непосредственное участие должно принимать руководство образовательного учреждения:
• Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
• Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования. |