Александр Платонов был призван в армию в 1983 году.К этому времени деревенский паренек из Янова успел закончить десятилетку в школе и отучиться на шофера в автошколе ДОСААФ. Кроме родных мест мало что видел, и вот новобранцу, вместе с такими же, как он, довелось посмотреть Россию, правда, из вагона поезда.
Ехали долго. До Теджена, что в Ашхабадской области, почти три тысячи километров. Город расположен на реке Теджен, протекающей не только по территории Туркменистана, но и Афганистана – до него отсюда рукой подать. Вскоре перебросили Александра в учебную часть в Ашхабаде. Предчувствия, где придется служить, у ребят, конечно, были. И они подтвердились. После шести месяцев учебы ефрейтора Платонова направили для прохождения службы в город Кандагар в Афганистане.
Ежедневно с раннего утра до позднего вечера Александр Платонов был за рулем. Развозил грузы: боеприпасы, горючее, продовольствие для обеспечения боевой деятельности войск. В составе автоколонны, насчитывающей до 170 машин, на вверенном ему грузовике "Урал" выполнял поставленные задачи. Определили толкового солдата в техническое замыкание. Это значит, его автомобиль шел в числе последних в колонне, был доукомплектован запасными частями, устройствами для вытаскивания застрявшей техники, запасом горючего и смазочных масел в таре. Как правило, в техзамыкание выбирают транспортное средство повышенной проходимости с опытным экипажем. На "Урале" А. Платонов нес службу вместе с комвзвода Николенко.
Географические и климатические условия в Афганистане тяжелые: пыль, жара, перевалы, дорога – местами бетон, каменистый грунт, где-то песок пустыни. От Кандагара до Шинданда (обычный маршрут Александра Платонова длиной почти 500 км) автоколонна добиралась двое суток, до Турагунди – трое. Войска оппозиции всеми силами старались препятствовать продвижению советских машин по маршруту: устраивали разрушения участков дорог, обстреливали, минировали. Однажды на такую мину наскочил и "Урал" Александра.
– Было это в пустыне, – вспоминает он. – А какая скорость по песку? Километров 30–40, не больше. Мины я не заметил, да и до меня уже много машин прошло. Видимо, задние колеса груженого автомобиля, надавив посильней, способствовали разрыву снаряда.
Александр Платонов никогда не терялся в сложной обстановке, действовал грамотно, был заместителем командира взвода.
На войне думалось больше о мирной жизни. Мечтали вернуться живыми, создать семью. Писали домой теплые письма, успокаивая родных и скрывая, что находятся в горячей точке. А в деревенском домике в Янове с нетерпением и тревогой ждали сына родители Надежда Ивановна и Владимир Степанович. Он вернулся через два года в звании сержанта с медалью "За боевые заслуги".
После приезда сразу устроился водителем в родной колхоз. "А куда же еще? Техника – это мое", – говорит Александр Владимирович. Работал на грузовой машине, затем – на тракторе. Сейчас его умелые рабочие руки пригодились в школе, где он трудится. С женой Валентиной вместе уже почти 30 лет, воспитали двоих детей. Дочка Виктория учится на педагога. Сын Александр отслужил в армии, работает и живет в Н. Новгороде. Для него, как и для всех мужчин рода Платоновых, армейский долг – дело чести. Служили и воевали его отец, дед, прадед.
Пройдя боевую школу жаркого Афганистана, Александр Владимирович остался добрым и душевным. Супруга ценит его заботу и поддержку, дети обожают, а мама всегда рада приходу. Он для них настоящая опора во всем. |