Российские военные присутствуют в Сирии очень давно — еще в 1971 году в городе Тартус был развернут пункт обеспечения нашего военно-морского флота. С начала конфликта Россия последовательно поддерживала своего союзника как дипломатически, так и материально — регулярно начал совершать свои рейсы так называемый «Сирийский экспресс», корабли которого доставляли оружие и экипировку для сирийской армии. Но этого оказалось недостаточно — в 2015 году положение Асада было критическим. Мятежники заняли провинцию Идлиб на севере страны, и серьезно продвинулись в Алеппо, оттеснив войска к побережью. Чтобы спасти правительство, требовались более решительные деВ сентябре 2015 года в сети появились странные фото и видео из Сирии. На записях можно было видеть технику, какой нет у местных, зато есть у России. В одном из роликов кто-то вел переговоры по-русски, стали появляться и фотографии бойцов со славянскими лицами среди ближневосточных пейзажей.
Российские власти недолго хранили молчание. 30 сентября было официально объявлено о начале военной операции против террористических групп — как ИГ, так и повстанческих джихадистских формирований. Россия в этой операции брала на себя снабжение правительственных войск и поддержку их операций с воздуха. Еще одним важным игроком стал Иран, направивший в Сирию множество добровольцев.
Официальные российские силы выглядели скромно: три десятка самолетов, вертолеты, части обеспечения. Однако негласно в Сирии с самого начала действовали и бойцы элитных Сил специальных операций, и морские пехотинцы, и даже артиллерия. Плюс ходят слухи о привлечении к операции российских частных военных компаний. В целом, коалиция получилась очень пестрая — в нее вошли даже «дружественные террористы» ливанского движения «Хезболла» и отряды наемников из Афганистана.
Даже несмотря на эти успехи, судьба Сирии все еще остается туманной. В стране переплелись интересы настолько большого количества стран и сил, что в одиночку распутать этот клубок не представляется возможным. Проблему можно разрешить только совместными действиями, а это пока малореально — например, заключенное пару недель назад соглашение России и США о перемирии правительственных войск и повстанцев продержалось меньше времени, чем дипломаты потратили на его обсуждение. |