2
7
10
Подразделения

О поликультурном образовании и воспитании

НИРО

Составитель: библиограф Е.В.Шадрина

Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова

Н.Новгород

2011

От составителя

«Модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии» (Концепция развития поликультурного образования в РФ) [17].

Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ [1-5] показывает, что межкультурное образование сегодня - не данность, а необходимость как на уровне учителя (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости к культурным различиям и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения (в плане методического оснащения, в том числе, соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла) [15,18, 20,23,26,27,28,29].

Поэтому важной составляющей современного высшего профессионального образования становится выработка у будущих специалистов навыков межкультурной компетенции. Эти навыки должны способствовать пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также послужат основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами [6-12].

Предлагаемый библиографический материал включает последние публикации по теме «Поликультурное образование и воспитание» за 2009-2011 гг. и адресован всем участникам современного образовательного процесса, заинтересованным в модернизации российского образования.

Проблемы межнационального и межэтнического общения граждан РФ

  1. Вульфсон, Б.Л. Миграционные процессы в современном мире и образование / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. - 2011. - №1.-С.103-109.
  2. История и традиции народов России: сб. учеб.-метод. ст. / сост. Е.Н.Калачева, И.Л.Андреев.- М.: Дрофа,2010.
  3. Карпов, А.О. Современное образование: трудности роста / А.О. Карпов // Образовательные технологии.-2010.-№2.-С.3-11.
  4. Хухлаев, О.Е. Этнонациональные установки современной российской молодежи [Результаты исследования этнонациональных установок современной российской молодежи в трех регионах России и в Латвии] / О. Е. Хухлаев // Вопросы психологии.-2011.-№1.-С.46-57.
  5. Ямбург, Е. Школьные стены не спасают. Спасает воспитание: образовательная политика / Е.Ямбург: [Задачу ограждения детей от опасного поветрия национальных конфликтов надо решать с огромным тактом, колоссальной деликатностью и педагогическим мастерством] // Директор школы.-2009.-№2.-С.5-8.
  6. Межкультурная компетенция

  7. Ачасова, Л.Ю. Толерантность в деятельности современного педагога: [Образование является основным средством создания «культуры мира»; способность относиться с уважением к каждому является этической основой мира, безопасности и диалога между культурами] / Л.Ю. Ачасова // Педагогическое образование и наука.-2009.-№11.-С.23-28.
  8. Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе : пособие для учителя / А.Н. Джуринский : [Автор рассматривает актуальную тему современности через призму мирового опыта работы с детьми разных национальностей]. - М.: Просвещение, 2007. - 96с.
  9. Букатов, В. Этническая самоидентификация в образовательном пространстве. Три подхода к проблеме: [О проблемах в деятельности педагога по налаживанию взаимоотношений местного населения и мигрантов] / В. Букатов // Школьный психолог. - 2009. - №29. - (Биб-ка «Первого сентября»).
  10. Карнышев, А.Д. Межкультурная компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы: [Обосновывается важность формирования межкультурной компетенции, приводятся данные исследований этого показателя у школьников и педагогов Иркутской области] / А.Д. Карнышев // Педагогика.-2009.-№7.-С.39-48.
  11. Леонтьева, О.В. Особенности реализации культурологического подхода в системе высшего педагогического образования: [Реализация культурологического подхода в подготовке социальных педагогов, учителей литературы, иностранного языка и технологии] / О.В. Леонтьева //Alma mater.-2009.-№6-С.26-31.
  12. Куракина, О.Н. Интеркультурный диалог как средство духовного взаимообогащения культур: [О важности межкультурного взаимодействия в период глобальной интеграции во всех сферах человеческой деятельности] / О.Н. Куракина // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.37-40.
  13. Цыренова, М.Г. Формирование межэтнической толерантности в поликультурном обществе: [Этнокультурная направленность образования как приоритетная составляющая для современной школы] / М.Г. Цыренова // Преподавание истории в школе. - 2010. - №1. - С.6-9.
  14. О системе поликультурного образования

  15. Аракелян, О.В. Поликультурная школа - новая модель в системе образования: [Опыт создания в Москве первой в России авторской поликультурной школы с уникальной концепций и образовательной программой] / О.В. Аракелян // Воспитание школьников. - 2010. - №3. - С.11-17.
  16. Болотина, Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании: [Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным] / Т.В. Болотина // Преподавание истории в школе. - 2010. - №1. - С.3-5.
  17. Газарян, В.С. Проектирование содержания поликультурного языкового образования в начальной школе / В.С. Газарян // Биб-ка журнала "Методист": Сб. методич. материалов. - 2010. - №1. - С.4-9.
  18. Егошина, Н.Г. Этнокультурологическое образование учащихся гимназии средствами иностранного языка / Н.Г. Егошина // Образование в современной школе.-2010.-№4.-С.47-50.
  19. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации // Вестник образования.-2010.-№10.-С.55-78.
  20. Мазунова, Л.К. Учебник как компонент системы "учитель-ученик-учебник"/ Л.К. Мазунова // Иностранные языки в школе.-2010.-№2.-С.11-15.
  21. Мариносян, Х.Э. Задачи национальной системы образования в глобализирующемся мире / Х.Э. Мариносян // Alma mater.-2011.-№1.-С.18-30.
  22. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова: [Пособие посвящено разработке основ новой отрасли знания – лингвокультурологии, возникшей на стыке лингвистики и культурологи и исследующей проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке]. - 4-е изд., стереотип.- М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 208с.
  23. Нелетова, Т.Н. О проблемах преподавания русского языка в полиэтнических классах / Т.Н. Нелетова // Русский язык в школе.-2010.-№11.-С.15-17.
  24. Пыж, В.В. Формирование механизмов межкультурной толерантности молодежи в контексте образовательного процесса: [Пути и механизм формирования дидактической среды, обеспечивающей диалог культур]/ В.В. Пыж // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№2.-С.77-80.
  25. Развитие социокультурной компетенции на уроке иностранного языка //Язык и культура в новом образовательном пространстве: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 20-21 декабря 2004 г. / Департамент образования Нижегородской области; ГОУ ДПО НИРО. - Н.Новгород, 2005.-С.61-92.
  26. Рекичинская, Е.А. Педагогическая модель и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности школьников к межкультурной коммуникации / Е.А. Рекичинская // Иностранные языки в школе. - 2010. - №5. - С.26-32.
  27. Родина, Н.М. Двуязычный ребенок - диалог языков и культур / Н.М. Родина // Управление ДОУ.-2010.-№7.-С.64-70.
  28. Сафонова, В.В. Билингвальные образовательные программы как инструмент обновления содержания языкового школьного образования / В.В. Сафонова, Н.И.Марченко //Иностранные языки в школе.-2010.-№3.-С.2-14.
  29. Сафонова, В.В. Электронная Британская пресса в фокусе межкультурного языкового образования: методические аспекты и проблемы / В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе.-2010.-№7.-С.2-12.
  30. Сахипова, З.Г. Учебник нового поколения как средство формирования современной языковой личности: [Опыт составления учебников русского языка для школ с родным (нерусским) языком обучения; концептуальные основы формирования современной языковой личности] / З.Г. Сахипова // Педагогика. - 2011. - №1. - С.56-63.
  31. Стрелова, О.Ю. Дидактическая игра-конструктор "Всемирная деревня"/ О.Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.16-19.
  32. Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе/ Л.Л.Супрунова // Педагогика.-2011.-№4.-С.16-28.
  33. Тишулина, С.Г. Поликультурное образование в системе подготовки будущих учителей / С.Г. Тишулина //Вестник МГТУ.-2006.-Т. 9.- № 4. –С.573-575.
  34. Хлебосолова, О.А. Межкультурная компетенция как результат географического образования: [О работе международной конференции «Межкультурная компетенция : понятия, проблемы, оценки»; характеристика понятия «межкультурная компетенция», условий, критериев и показателей сформированности понятия] / О.А. Хлебосолова // География в школе. - 2011. - №1. - С.37-41.
  35. Воспитание культуры мира и толерантности

  36. Аверзаев, И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И.Ч. Аверзаев // Воспитание школьников. - 2010. - №7. -С.64-66.
  37. Гребенникова, И.А. Инкультурация и межкультурное общение как феномен толерантности и адаптации к новой культуре [Вопросы самореализации в новом социуме и интеграция в нем; избавление от стереотипного восприятия представителей другой культуры; приспособление к ценностям нового общества] / И.А. Гребенникова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №7. - С.31-33.
  38. Зенкова, Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в дополнительном образовании : [О проблеме воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей средствами этнокультуры] / Л.Г. Зенкова // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.29-32.
  39. Иоффе, А.Н. "Манифест мирного сосуществования" (ролевая игра по толерантности) / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.10-15.
  40. Королева, Г.М. Этнокультурное развитие регионов в инновационных подходах к воспитанию молодежи : [О культурном развитии регионов через технологию внедрения социальных инициатив молодежи: слышать друг друга, уважать культурные традиции, - только тогда молодые люди смогут продуктивно взаимодействовать] / Г.М. Королева //Педагогическая наука и образование.- 2010.-№1.-С.54-57.
  41. Лаптев, Л.Г. Проблемы формирования толерантной личности в государственной образовательной политике России: [Воспитание толерантности в человеческих отношениях – важнейшая задача образования XXI в.] / Л.Г. Лаптев // Педагогическое образование и наука. – 2009. - №4. - С.31-34.
  42. Леонтьев, Д.А. К операционализации понятия "толерантность": [Попытка комплексного рассмотрения феномена толерантности под углом зрения индивидуального и общественного сознания, личности межличностного взаимодействия и макросоциальных процессов] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии.- 2009.-№5.-C.3-16.
  43. Матросова, Н.Н. Воспитание культуры мира и толерантности у школьников средствами дополнительного образования детей в рамках эксперимента "Многоязычие и поликультурность"[О реализации республиканского эксперимента по разработке и апробации интеркультурной образовательной модели в Центре детского творчества г. Абакана (Хакасия)] / Н.Н. Матросов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №6. - С.76-78.
  44. Михеева, Л.Н. Воспитание человека культуры / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука.-2009.-№7.-С.4-8.
  45. Морозов, А.Ю. Заметки о национальных традициях воспитания толерантности/ А.Ю. Морозов // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.25-29
  46. Мубинова, З.Ф. Этнонациональное воспитание в общеобразовательной школе: [Анализ использования педагогических подходов этнонационального воспитания в ходе преподавания истории и обществоведения в российской общеобразовательной школе] / З.Ф. Мубинова // Человек и образование.- 2010.- №2. - С.46-51.
  47. Погодина, В.Л. Формирование основ этнической культуры школьников средствами образовательного туризма / В.Л. Погодина // География в школе.-2010.-№10.-С.43-49.
  48. Полонова, Т.С. Толерантность (урок обществознания в 8 классе) / Т.С. Полонова // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.20-21.
  49. Родюкова, Л.В. Создание моделей поликультурного воспитания в условиях гимназии / Л.В. Родюкова // Дополнительное образование и воспитание.-2009.-№3.-С.9-13.
  50. Рянжина, М.Н. Толерантность как феномен культуры, социальной действительности и воспитания / М.Н. Рянжина //Среднее профессиональное образование.-2011.-№3.-С.23-25.
  51. Сергиенко, О.А. Тренинг по проблеме интеркультурного воспитания / О.А. Сергиенко // Управление ДОУ.-2010.-№7.-С.21-27.
  52. Смолянская, Л. Проективные техники и повышение этнической толерантности подростков в полиэтнической среде школы: [Развивающее проектное занятие, формирующее конструктивный образ представителей различных этнических групп] /Л. Смолякова // Социальная педагогика.-2009.-№2.-С.88-92.
  53. Сперанская, Е. Общение в поликультурной среде / Е. Сперанская // Воспитательная работа в школе.-2009.-№3.-С.76-79.
  54. Столяренко, Е.В. Формирование толерантности и гуманистического мировоззрения современных школьников: [В статье рассматриваются проблемы формирования толерантности посредством воспитания ценностного отношения к человеку; развития гуманистического мировоззрения подрастающего поколения] / Е.В. Столяренко // Педагогическое образование и наука.-2010.-№2.-С.19-24.
  55. Целепидис, Н.В. Межкультурное общение и культурная восприимчивость в процессе духовного развития личности учащегося: [Проблема взаимопонимания, открытости, диалога различных культур и народов; сохранения национальной идентичности в новом межкультурном пространстве в процессе формирования духовной культуры личности] / Н.В. Целепидис // Педагогическое образование и наука.-2009.-№7.-С.28-31.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph