3
6
9
Подразделения

Воспитание одаренных детей.

 

 Воспитание одаренных детей

Информационно-библиографический материал

Составитель: библиограф Е.В.Шадрина

Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова

 

Н.Новгород

2011

От составителя

«Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.)». [1] Многие исследователи феномена одаренности отмечают, что такие дети с их тонкой психикой, повышенной тревожностью, сконцентрированностью на своем внутреннем мире часто сталкиваются с трудностями адаптации к школе и другим учебным заведениям [65].

Предлагаемый библиографический материал отображает информацию о публикациях 2010-2011 гг., посвященных исследованию детской одаренности [1,3, 6, 22, 30,31,47, 49,58, 64,68], программам и методам работы с ними [2,4,5, 8, 11, 13, 18, 19, 25, 29,32, 34-36,40,42,44,48],   подготовке педагогических кадров для работы с одаренными детьми [14,15, 20, 37, 39, 69], которые могут быть интересны и полезны педагогам основного и дополнительного образования.

Так, результаты крупномасштабного комплексного социологического исследо­вания проблемы одаренности, проведенного фондом «Общественное мнение» по заказу Общественной палаты,  изложены в статье Паутовой, Л.А. «Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов» [56]. Данные опросов демон­стрируют отношение экспертов, родителей и россиян в целом к одаренности. В частности, россияне низко оценивают эффективность государственных образовательных программ по развитию одаренности, больше доверяя семье как институту реальной помощи одаренным детям [17, 53, 21,80]. Обозначая  «болевые точки» мирового кризиса образования, Духанина Л.Н. [27]  выдвигает гипотезу о системе выявления и поддержке таланта в России, при которой будет возможно формирование образовательной траектории человека на основе его способностей и талантов. Поэтому желательно, чтобы обучение и воспитание одаренных детей изначально строилось на основе специально разработанных программ [35, 41,43, 46,65,84].

  • Алексеева, Н.С.  Исследование одаренности учащихся // Классный руководитель. - 2011. - №1. - С.96-101.
  • Алиев, М.Н. Развитие одаренности младших школьников // Педагогика. - 2010. - №10. - С.44-49.
  • Антонова, Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности // Одаренные дети. - 2011. - №2. -С.47-55.
  • Бабушкина, О.В. Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы "Одарен­ные дети" // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - №8. - С.11-16.
  • Балашова, С.Е.  Работа с одаренными детьми и учащимися, имеющими положительную мотивацию к обучению // Управление качеством образования. - 2010. - №6. - С.26- 32.
  • Беккер, В.А.  Одаренность в детском возрасте // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3. - С.45-47.
  • Богоявленская, Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации // Alma mater. - 2010. - №7. - С.40-45.
  • Бодрых, О.Р.  Работа с одаренными детьми // Завуч начальной школы. - 2009. - №8. - С.91-114.
  • Букатов, В.М.  Тяжкая ноша одаренности // Народное образование (электронная версия). - 2010. - №8. - С.239-246.
  • Буров, А.Ю.  Квалиметрия одаренности: проблемы и реальность // Одаренный ребенок. - 2011. - №2. - С.39-46.
  • Василевская, Е.В.  Сетевое взаимодействие как механизм методического сопровождения работы с одаренными детьми // Методист. - 2010. - №9. - С.21-25.
  • Велтистов, М.Е.  Мониторинг детского художественного творчества (как оценивать изобразительное творчество ода­ренного ребенка) // Одаренный ребенок. - 2009. - №5. - С.6-23.
  • Вережникова, О.Н.  "Гений, парадоксов друг" или Как работать с одаренными детьми // Практика административ­ной работы в школе. - 2011. - №2. - С.30-32.
  • Верхозина, О.А. Пути и способы повышения квалификации педагогов в сфере готовности к эффективному межлично­стному взаимодействию с одаренными учащимися // Методист. - 2009. - №7. - С.5-7.
  • Вольянская, С.  Технология проведения мониторингового исследования качества работы с одаренной молодежью // Педагогические измерения. - 2010. - №1. - С.38-44.
  • Галянт, И.Г. Принципы художественно-творческого воспитания дошкольников //Начальная школа плюс до и по­сле. - 2011. - №12. - С.23-30.
  • Генина, Н.Е.  Семейные традиции в развитии одаренности // Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.93-100.
  • Гердт, Н.И.  Творческая образовательная среда ДОУ как средство развития одаренности // Одаренный ребенок.-2010. - №2. - С.86-108.
  • Гилядов, С.Р.  Система работы с талантливыми детьми в общеобразовательном учреждении // Биб-ка журнала "Вест­ник образования России". - 2010. - №5.-С.38-40.
  • Гришакина, О.П.  Учитель и одаренные дети. Мастер-класс // Мастер-класс: приложение к ж. «Методист». – 2009. - №1. - С.2-10.

  • Губайдуллин, М.И.  Домашнее воспитание и обучение одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.136-146.
  • Далинская, С.Н. Мониторинг выявления и развития одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.53-55.
  • Данильсон, Т.С.  Деятельность - основа развития одаренной личности // Одаренный ребенок. - 2009. - №3. - С.42-45.
  • Денисенкова, Н.С.  Квадратура круга общения одаренного ребенка // Современное дошкольное образование.-2011. - №2. - С.75-81.
  • Дубасенюк, А.А. Стратегии обучения одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2011. - №2. - С.85-92.
  • Дударева, Л.Н.  Развитие одаренности детей в интернатном учреждении // Одаренный ребенок. - 2009. - №3. - С.86-90.
  • Духанина, Л.Н. Инфраструктура одаренности или Доживем ли до понедельника 2020 года? //Психологическая наука и образование. - 2009. - №4. - С.31-40.
  • Евтушенко, И.Н. Одаренность детей дошкольного возраста в аспекте гендерного подхода // Одаренный ребенок.-2010. - №4. - С.27-33.
  • Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одарённых детей //Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С.21-23.
  • Еремкин, А.И.  Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. - 2009. - №6. - С.6-27.
  • Ефременко, И.И.  Генетика одаренности // Одаренный ребенок. - 2009. - №4. - С.15-29.
  • Жилевич, Е.Н.  Организация работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2009. - №5. - С.26-33.
  • Журавлева, Е.Л. Одаренный ребенок в начальной школе: проблемы и способы их разрешения // Практика администра­тивной работы в школе. - 2011. - №2. - С.33-35.
  • Зайцева, Н. Перспективные направления поддержки одаренных детей // Воспитательная работа в школе. - 2010.-№5. - С.35-37.
  • Захарова, Л.А.  Целевая программа по созданию системы работы с одаренными детьми в массовой школе // Одарен­ный ребенок. - 2010. - №2. - С.40-74.
  • Зеленина, Е.Б.  Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? // Народное образование (электронная вер­сия). - 2010. - №8. - С.201-206.
  • Зеленина, Е.Б. Педагог для одаренного ученика // Народное образование (электронная версия). - 2011. - №1. -С.153-157.
  • Золотарёва, А. Модель сопровождения одарённых детей в региональной системе образования Ярославской об­ласти // Образовательная политика. - 2011. - №1. - С.124-128.
  • Ильницкая, И.А.  "Рабочая концепция одаренности" (2003 г.) - фундаментальная основа подготовки педагогов к выяв­лению и развитию одаренности детей и подростков // Одаренный ребенок. - 2011. - №3. - С.12-28.
  • Капранова, Т.Д.  Использование проектной деятельности в работе с одаренными детьми в средней школе (из опыта работы) // Образование в современной школе. - 2011. - №7. - С.37-41.
  • Киричук, В.А.  Система проектирования личностного развития // Одаренный ребенок. - 2011. - №2. - С.56-63.
  • Комарова, С. Работа с одарёнными детьми: методические аспекты // Сельская школа. - 2011. - №3. - С.60-73.
  • Конева, Л.С.  Индивидуальные образовательные траектории как фактор развития интеллектуальной одаренности обу­чающихся // Одаренный ребенок. - 2011. - №3. - С.39-48.
  • Кочурова, О.И. Проект "Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы" // Муниципальное обра­зование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5. - С.64-69.
  • Латфуллина, Л.Г. Роль музейной педагогики в развитии системы поддержки талантливых детей (на примере школь­ного музея "Легенды разведки") // Биб-ка журнала "Вестник образования России". - 2010. - №5. - С.41-43.
  • Лучкин, Н.Г.  Программа развития областного многопрофильного лицея-интерната №1 г. Читы "Лицей одаренных детей" (на 2007-2012 гг.) // Управление качеством образования. - 2010. - №7. - С.15-42.
  • Маистровая, З.Г. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: диагностика развития // Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.120-124.
  • Макаренкова, Я.К.  Организация работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.86-94.
  • Миндзаева, В.  Система универсальных учебных действий в контексте диагностики и развития детской одаренно­сти // Информатика и образование. - 2011. - №1. - С.46-48.
  • Мишарева, Н.Ю.  Как учить интеллектуально и педагогически одаренных старшеклассников? // Школьные техноло­гии: [электронная версия]. - 2009. - №4. - С. 108-116.
  • Моргун, В.  Традиции и перспективы педагогики одаренности "неодаренных" // Школьные технологии. - 2009.-№2. - С.20-24.
  • Мурашов, А.А.  Одаренные дети на фоне духовной нищеты // Народное образование (электронная версия). - 2010.-№6. - С.254-261.
  • Науменко, Ю.  Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? // Дирек­тор школы. - 2000. - №7. - С.85-94.
  • Некрасова, О.А.  Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, проживающих в усло­виях лицея-интерната // Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.125-129.
  • Отарова, А.Ю.  Работа с одаренными детьми, организация исследовательской деятельности учащихся // Одарен­ный ребенок. - 2010. - №2. - С.20-39.
  • Паутова, Л.А. Одаренность в России: феномен  сквозь прицел социологических опросов // Психологическая наука и образование. - 2009. - №4. - С.50-63.
  • Передовой и инновационный опыт в региональной системе образования: информационный вестник. Вып. 3. Одарен­ные дети / Мин-во обр-я Нижегор. обл.; ГОУ ДПО "НИРО"; сост. М.Н. Крайникова. - Н.Новгород: Изд-во ГОУ ДПО НИРО,2010.
  • Петрова, С.О. Психологические особенности одаренных подростков с разным соотношением вербальных и невер­бальных способностей // Психологическая наука и образование. - 2009. - №2. - С.71-81.
  • Петрухно, Г.Н. Программа "Одаренные дети" на 2006-2010 гг. // Завуч начальной школы. - 2009. - №3. - С.61-85.
  • Погребняк, О. "Ядро одаренности" // Директор школы. - 2010. - №1. - С.71-75.
  • Прохорова, С. Работа с одаренными детьми в школе полного дня // Сельская школа. - 2010. - №4. - С.66-77.
  • Пустовалова, В.В. Модели сетевой организации как условие успешного сопровождения одаренных детей // Одарен­ный ребенок. - 2010. - №3. - С. 6-12.
  • Рубцов, В.В. Образование одаренных – государственная проблема / В.В. Рубцов, А.Л. Журавлёв, А.А. Марголис, Д.В. Ушаков // Психологическая наука и образование. - 2009. - №4. - С.5-13.
  • Рыбалка, В.В.  Определение понятий одаренности, таланта гениальности личности: классические и современные ме­тодологические подходы // Одаренный ребенок. - 2011. - №2. - С.16-38.
  • Савостьянов, А.И. Социальная адаптация и развитие одаренных детей в учебно-воспитательном процессе школы // Начальное образование. - 2011. - №2. - С.30-36.
  • Свиридова, И.А. Деятельность Кемеровского государственного университета по работе с одаренными детьми // Alma mater. - 2010. - №11. - С.16-19.
  • Синягина, Н.Ю.  Современные взгляды и подходы в решении проблемы развития одаренности в России // Одарен­ный ребенок. - 2009. - №4. - С.6-14.
  • Смирнова, С.А.  Телекоммуникационный проект как эффективное средство выявления и развития одаренных школь­ников // Одаренный ребенок. - 2009. - №4. - С.125-131.
  • Смирнова, С.А. Гуманистическая направленность как профессионально-значимая характеристика личности педа­гога, работающего с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2010. - №4. - С.52-55.
  • Смолянова, И.А. Учреждение дополнительного образования как творческая образовательная среда, способствую­щая выявлению, поддержке и развитию одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2010. - №4. - С.56-63.
  • Соловьева, В.С.  Некоторые подходы к работе с одаренными детьми // Практика административной работы в школе. - 2011. - №2. - С.25-29.
  • Суходимцева, А.П.  Одаренные дети: практика педагогического проектирования // Воспитание школьников. - 2011. - №5. - С.14-17.
  • Суходимцева, А.П.  Портфолио как одна из технологий создания оптимальных условий для развития одаренных де­тей // Образование в современной школе. - 2011. - №7. - С.4-7.
  • Суходимцева, А.П. Сетевая мастерская и педагогическое проектирование как условия развития одаренности школь­ников // Народное образование (электронная версия). - 2010. - №6. - С.177-181.
  • Суходимцева, А.П. Создание условий для развития одаренности детей: сборник материалов из опыта работы // Биб-ка журнала "Методист". - 2011. - №4. – 64 с.
  • Токарева, И.В.  Развитие одаренности учащихся на уроках русского языка: потенциал, проблемы, способы реше­ния // Одаренный ребенок. - 2011. - №3. - С.29-38.
  • Трубайчук, Л.В.  Педагогические закономерности развития детской одаренности в дошкольные годы // Одарен­ный ребенок. - 2010. - №4. - С.18-26.
  • Фоменко, А.И.  Исследование как способ формирования предметной одаренности // Одаренный ребенок. - 2010. -№3. - С.130-134.
  • Хоменко, О.В. Особенности организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми // Одарен­ный ребенок. - 2009. - №5. - С.51-56.
  • Черепнева, О.Г.  Роль семьи в воспитании одаренного ребенка в контексте воспитательной концепции академиче­ского лицея // Одаренный ребенок. - 2010. - №4. - С.116-121.
  • Шаболина, С.В.  Создание пространства для развития способностей и одаренности ребенка в условиях гимназии
    // Одаренный ребенок. - 2009. - №3. - С.126-131.
  • Швыдкая, Н.П.  Инновационный образовательный комплекс Омской области "Школа - центр творчества и разви­тия одаренности детей" // Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.79-82.
  • Шевелева, Д.Е.  Достоинства и недостатки различных организационных форм обучения одаренных учащихся // Инно­вации в образовании. - 2009. - №6. - С.42-52.
  • Шрамм, В.  Белая ворона в эпоху стандартизации // Управление школой: методическая газета для школьной админи­страции. - 2011. - №5. - С.28-29.
  • Шубаева, Е.И.  Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренно­сти учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1. - С.18-22.
  • Шустова, О.А.  Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высоко­мотивированных и одаренных учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5. - С.7-11.
  • Юркевич, В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества //Психологическая наука и обра­зование. - 2009. - №4. - С.74-85.
  • Яроцкая, И.С. О развитии в Мурманской области системы поддержки талантливых детей и молодежи // Одарен­ный ребенок. - 2010. - №5. - С.42-45.


[1] Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.178.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph