2012 год:
Сетевой проект
«Школьный
издательский центр
как ресурс развития информационно-образовательной среды ОУ»
(приказ №
197 от 26.12.2011)
Структурное подразделение ГБОУ ДПО
НИРО.
Кафедра Информационных технологий
Руководители проекта
Шевцова Л.А., зав.кафедрой ИТ
Беляева Е.Ю., гл.редактор
газеты «Земля Нижегородская»
Исполнители эксперимента
(школьные издательские центры):
- МБОУ
СОШ №3 г.Кулебаки – опорная площадка
- МБОУ
лицей №8 г.Н.Новгород
- МБОУ
СОШ №8 с угл. узучением отд.предметов г.Кстово
- МБОУ
лицей г.Бора
- МБОУ
гимназия №53
- МБОУ
Воротынская СОШ
- МБОУ
Каменская СОШ
Обоснование необходимости (актуальности, социальной
значимости) проекта
Идея сетевого проекта «Школьный
издательский центр как ресурс развития информационно-образовательной среды ОУ» соотносится с национальной
образовательной инициативой «Наша новая школа», требованиями ФГОС 2-го
поколения, приоритетными направлениями Комплексной целевой программы развития
образования Нижегородской области на 2011-2015 гг.
Описание ключевой проблемы проекта
Цель проекта
- Содействие развитию школьного издательского дела.
- Использование потенциала школьных
издательских центров для развития информационно-образовательной среды (ИОС) ОУ.
- разработка механизмов сетевого
взаимодействия школьных издательских центров.
Задачи проекта
- систематизация развития школьной издательской деятельности в
регионе средствами сетевых технологий
- разработка и реализация модели школьного издательского центра
как ресурса развития информационно-образовательной среды ОУ
– создание условий для педагогического взаимодействия и обмена
опытом между школьными издательствами региона
- формирование новых компетентностей субъектов школьных
издательских центров
- разработка форм и методов
интеграции школьной издательской деятельности в УВП;
- разработка и проведение интеграционных сетевых проектов с
дальнейшим освещением результатов посредством публикаций и размещением отчетов
о проделанной работе на сайте НИРО и Интернет-ресурсе проекта.
Гипотеза эксперимента
Гипотеза эксперимента основана на предположении о том, что
процесс развития школьной издательской деятельности способствует развитию
открытой информационно-образовательной среды ОУ. Данный процесс будет более
эффективным и технологичным, если:
1. будут определены и теоретически обоснованы специальные
условия, способствующие эффективному
развитию информационно-образовательной среды образовательного учреждения
средствами школьной издательской деятельности;
2. на основе теоретического анализа и опыта работы школ по данной
проблеме будет разработана и экспериментально проверена модель школьного
издательского центра как ресурса развития информационно-образовательной среды
ОУ
3. будет разработан системно-дидактический комплекс для
сопровождения школьной издательской деятельности.
Ожидаемый результат
Для
учащихся:
- формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие
социальную успешность и развитие творческих способностей.
- расширение возможностей ориентации в
различных предметных областях,
профессиональной ориентации,
самоопределения в дальнейшем выборе жизненного пути;
- формирование коммуникативной и
ИКТ-компетентности, толерантного отношения в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
школьной издательской деятельности.
Для
педагогов:
- расширение возможностей для
профессионального роста, творчества, профессионального общения, развития
межпредметных связей
- приобретение новых компетенций
- приобретение личного опыта внедрения
современной модели образования.
Для
образовательного учреждения:
- Изменение школьной инфраструктуры,
- Качественные изменения в методах,
разнообразии форм представления открытой ИОС ОУ
- Организация работы школьного
издательского центра как одного из ресурсов развития
информационно-образовательной среды ОУ.
Для региона:
- Внедрение разноуровневой системы непрерывного обучения педагогов и
школьников, занятых в школьных
издательских проектах.
- Наполнение единого информационного банка школьной
прессы региона.
- Реестр (каталог) школьной прессы
Нижегородского региона.
- Нормативная
база школьного пресс-центра
- Методические
сборники с рекомендациями, дидактические материалы по организации школьной
издательской деятельности, программы
элективных курсов, кружков, факультативов по теме проекта
– Выпуск серии
информационных бюллетеней по направлениям проекта с описанием новых форм
общения и педагогической практики (образовательные акции, школьные
информационные агентства, он-лайн уроки, учебные форумы, подиум-дискуссии и
др.), экспертиз результатов издательской деятельности.
– Апробация механизмов
организационно-методической поддержки школьных издательств:
- создание Сетевых опорных площадок школьных издательств,
- развитие Интернет-ресурса «Издательская деятельность в школе».
– Организация,
разработка содержания и методическое сопровождение ежегодных фестивалей
школьных изданий в регионе.
Основные направления достижения цели
1. Обучение
-
Разработка комплексной программы повышения
квалификации учителей-руководителей
школьных пресс-центров (очно-дистанционный вариант с методической поддержкой
выпускников серией вебинаров)
- проведение мастер-классов, семинаров, профильных
смен школьных лагерей для учащихся
-
проведение ежегодных конкурсов, сетевых проектов: фестиваля школьных изданий,
журналистской игры.
-
использование образовательных возможностей сетевых сервисов ВЕБ 2.0
2. Методическое
направление
- разработка
учебно-методических материалов, направленных на обновление содержания и
технологий издательского дела в образовательных учреждениях в условиях введения
федеральных государственных образовательных стандартов в систему образования.
- тиражирование опыта работы школьных издательских центров региона
(методические рекомендации, альманахи, выставки, творческие отчеты)
3. Сотрудничество
-
реализация внешних связей с Нижегородскими СМИ, газетой «Земля Нижегородская»
-
проведение межрегиональных мероприятий, конференций с представителями школьных
СМИ других областей
-
участие во Всероссийских мероприятиях в рамках открытого Конкурса школьных
изданий «Больше изданий хороших и разных»
- Создание системы выявления, объединения и поддержки
инициативных педагогов-издателей и талантливой молодежи.
2011 год:
Региональный сетевой
проект «Проектирование информационно-образовательной среды современной школы»
Научный руководитель Шевцова Л.А., зав.кафедрой ИТ
Проект посвящен исследованию
проблемы информатизации современной школы, поиску путей и методов реализации развития
информационно-образовательной среды, создания сетевых сообществ учителей,
эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
В проекте информационно-образовательная среда
рассматривается как важный фактор, обеспечивающий необходимое качество
образования и предоставляющий необходимые условия для развития всех субъектов
образовательного процесса.
Цель проекта:
выявить
и теоретически обосновать условия, способствующие эффективному развитию
информационно-образовательной среды учебного учреждения;
разработать
и экспериментально проверить модель развития информационно-образовательной
среды учебного учреждения в условиях информатизации школы.
В проекте
информационно-образовательная среда рассматривается как важный фактор, обеспечивающий
необходимое качество образования и предоставляющий необходимые условия для
развития всех субъектов образовательного процесса.
Направления проекта:
- Через проект в
будущее
- Мобильные технологии в школе
- Издательская деятельность
- Школьный медиа-центр
- Виртуальный методический кабинет
Итоги проекта представлены на ресурсе «Региональный сетевой
проект Проектирование ИОС»
Областной уровень:
"Разработка УМК по реализации модели 1:1 в среднем звене школы на
принципах преемственности I и II ступеней обучения" (в рамках проекта НФ «Вольное Дело» «Компьютер для
школьника», совместно с кафедрой нач.образования) – на базе МОУ Автозаводского района
"Центр
школьной прессы как ресурс развития ИОС ОУ", МОУ СОШ №3 г.Кулебаки
"Создание образовательной среды, направленной на формирование
метапредметных компетенций учащихся", МОУ СОШ № 118 г.Н.Новгород, МОУ Первомайская СОШ
№2
"Процесс
автоматизации управления школой как средство эффективного развития ИОС
ОУ", МОУ СОШ №35 г.Н.Новгород, МОУ СОШ №23 г.Дзержинска
"Проектирование ИОС в школе", МОУ Большемурашкинская
СОШ
"Совершенствование ИОС школы как основы
реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании", МОУ СОШ
№103 г.Н.Новгород
"Использование ИОС в организации
творческого взаимодействия педагогов и воспитанников", МОУ ДОД Дворец детско-юношеского
творчества Кстовского р-на
"Сетевые сервисы Веб
2.0 как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции
обучающихся", МОУ СОШ №100 г.Н.Новгорода
(совместно с кафедрой иностранного языка)