2
6
9
Научно-методическая деятельность

МОУ Суворовская СОШ, 607325, Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а

docСкачать документ «МОУ Суворовская СОШ, 607325, Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а »01728.doc66 Kb

Составляющие образования: дополнительное образование

Характеристики инновационного опыта: организационные формы

Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

Составляющие образования: обучение

Характеристики инновационного опыта: содержание образования

Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

Составляющие образования: воспитание

Характеристики инновационного опыта: методы

Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Сысойкина Любовь Ивановна

 

МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а

директор школы

20 лет

Чернецова Татьяна Павловна

 

МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а

заместитель директора по УВР

20 лет

Скотникова Елена Викторовна

МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а

учитель русского языка и литературы

20 лет


II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Проектирование «Школы этно-экологического центра района»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Основная идея инновационных изменений определяется противоречием, сложившемся в социально-педагогическом пространстве Дивеевского района и типичным для культуры и социума современного села: необходимость интеграции традиционно-культурного знания в современный социо-культурный контекст села при неразработанности технологий интеграции и педагогической актуализации традиционно-культурного знания. Новыми условиями образовательной деятельности являются внедрение этно-экологического проектирования на всех ступенях и видах школьного образования; модели сетевой кооперации субъектов педагогической актуализации традиционных культур в рамках муниципальной системы района.

Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется также в контексте проектного эксперимента, проводимого МОУ Суворовской СОШ совместно с кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в разработке условий и функционально-деятельной структуры педагогической актуализации традиционно-культурного знания, которая понимается как педагогическая деятельность в форме проектно-исследовательского комплекса направленная на грамотное изучение и преподавание всякого фольклора и различных этнографических объектов с обязательным условием географической конкретности изучаемой локальной традиционной культуры. Позитивный эффект данной педагогической деятельности воплощается в раскрытии инновационного потенциала и систематической интеграции (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле конкретной территории.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает диссеминацию инновационной модели школьной этно-экологической сети проектных коллективов в пространство сетевого проектного сотрудничества муниципального района (концептуальный принцип развития районной этно-экологической сети), осуществляемой в русле этно-экологического и проектного подходов на основании комплекса концептуальных идей: экологичности традиционных культур, сопряженности природного и традиционно-культурного ландшафта, современности традиционных культур и актуальности фольклора, параллели культурного и экологического разнообразия и пр. Применение этно-экологического подхода определено тем, что данный подход позволяет выявлять и анализировать деятельностный, технологический аспект традиционного знания, брать это знание не в статике простого информационного перечня, а в функциональной динамике, картографируя и сопоставляя специфику традиционно-культурных представлений и технологий разных сёл и деревень.

Ограничения ИПО связаны с необходимостью научно-сервисного (психолого-педагогического и этно-экологического) сопровождения внедрения данной модели; специального обучения проектных команд-участников сетевого взаимодействия, педагогическая актуализация традиционных культур строго в контексте этно-экологического подхода (Нижегородская школа).

Трудоемкость ИПО заключается в создании, поддержании устойчивости и динамичном развитии этно-экологической сети.

Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, что определяет зону «нормативно-правового риска» при тиражировании данной модели.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия реализации изменений: социально экономические, обеспечивающие наличие инфраструктуры интеграции данного ИПО в муниципальное и региональное социокультурное пространство; возрастно- психологические, определяющие характер социальной ситуации развития и возможность проектирования норм развития; содержательно-деятельностные, выражающиеся в синтезе традиционно-культурного и научно-академического знания при разработке программ гуманитарного и естественно-научного цикла в рамках национально-регионального компонента БУП, организационно-управленческие, определяемые внедрением модели сетевой кооперации субъектов этно-экологического проектирования и организационно-методические, означающие наличие программы научно-сервисного сопровождения в рамках освоения разработок Нижегородской этно-экологической школы и концептуальных положений психологии экологического сознания.

Исследования локальных традиционных культур, формирование районной этно-экологической сети на базе МОУ Суворовской СОШ начато в 1995 году, в 2006 году утверждено на районном уровне «Положение о Суворовском этно-экологическом центре».

Результат изменений

  • Создание развивающей среды будущих сельских педагогов-инноваторов, утверждающейся на позитивном традиционно-культурном знании населения Дивеевского района.
  • Формирование проектной этно-экологической сети партнёрских взаимодействий образовательных и др. учреждений в пространстве Дивеевского района.
  • Формирование нового имиджа школы и усиление ее конкурентоспособности среди сельских общеобразовательных учреждений Нижегородской области.
  • Создание, выпуск и распространение мультимедийной и визуальной продукции (фильмы, ролики), презентирующей новый педагогический и природо-культурный образ Дивеевского района.
  • Формирование методологической, информационной основы для этно-экологического кадастра Дивеевского района.
  • Оформление и представление инновационного проектного опыта Суворовской школы в качестве модельного для создания этно-экологических центров в других районах Нижегородской области и регионах России.
  • Информационная (визуальная, мультимедийная) поддержка образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
  • Повышение квалификации и уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов Суворовской школы и Дивеевского района в области этно-экологических и этнокультурных технологий.
  • Повышение доступности качественного образования.
  • Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса. Широкое вовлечение учащихся в проектную учебно-исследовательскую деятельность через освоение новых технологий.
  • Возможность удовлетворения образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1) Сысойкина Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова Е.В. Школа – этно-экологический центр района // Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007, - С.167-176.

2) Кирюхина Л.И., Видяева Н.В. Традиции почитания леса и воды в этно-экологической культуре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // Сборник тезисов докладов участников XXI Всероссийской открытой конференции обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» - М.-Непецино, 2006. – С.172-173.

3) Видяева Н.В. Лядова Е.Ю. Микротопонимы в говоре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // XXII Всероссийская открытая конференция обучающихся «Национальное достояние России»: сборник тезисов докладов - М.-Непецино: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2007. – С.206-207.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность  и необходимость заявленных преобразований закономерно следует из достижений предыдущего этапа развития МОУ Суворовской СОШ. Следует отметить высокий научный потенциал ИПО, определяемый опорой на разработки Нижегородской этно-экологической школы и концептуальные положения психологии экологического сознания (В.А. Ясвин). Создание школы такого инновационного профиля – первый прецедент в России. Заявленная модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции системной модернизации сельской школы.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Доронин Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО. 603 122 г. Н.Новгород ул. Ванеева, д. 203. 8-903-657-17-85 demetra2@mail.ru

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph