4
5
11
Научно-методическая деятельность

МОУ Лицей № 87 603047 г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а

docСкачать документ «МОУ Лицей № 87 603047 г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а »01735.doc59 Kb

Составляющие образования: обучение

Характеристики инновационного опыта: управление образованием

Информационное представление опыта: интеллектуальная организация, профессионально-интеллектуальный потенциал, локальные сетевые программы, система управления знаниями.

Составляющие образования: воспитание

Характеристики инновационного опыта: управление образованием

Информационное представление опыта: интеллектуальная организация, профессионально-интеллектуальный потенциал, локальные сетевые программы, система управления знаниями.

Составляющие образования: дополнительное образование

Характеристики инновационного опыта: управление образованием

Информационное представление опыта: интеллектуальная организация, профессионально-интеллектуальный потенциал, локальные сетевые программы, система управления знаниями.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Корягин Анатолий Васильевич

 

МОУ Лицей № 87 603047 г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а.

директор школы

35 лет

Кулева Светлана Викторовна

 

МОУ Лицей № 87 603047 г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а.

заместитель директора по НМР

18 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Проектирование Лицея как интеллектуальной организации

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Основным источником инновационных изменений является несоответствием традиционно сложившихся стабильно функционирующих форм современных образовательных учреждений тем преобразовательным процессам, происходящим в сфере образования, которые требуют постоянного стремления к инновациям, к изменениям, а это значит динамичного изменения организационных форм для эффективного использования информационных потоков, образовательных технологий. Новым условием образовательной деятельности является формирование корпоративной системы управления знаниями, в основе которой лежит непрерывный, постоянно повторяющийся процесс, состоящий из четырех этапов: оценка внешних тенденций, выбор стратегии управления знаниями, выбор программной среды для управления знаниями, получение реальных результатов.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в создании такой образовательной организации, которая осуществляет координирование процессов интеллектуального и социального развития в четырех сферах деятельности: 1) профессиональной педагогической деятельности, 2) кооперации социальных партнеров и родителей 3) инновационной деятельности школьных администраторов (инновационные механизмы управления), 4) деятельности работников системы управления образованием, осуществляющих экспертизу и контроль происходящих изменений. Инновационный характер изменений заключается в направленности проектируемой образовательной организации на управление профессионально-интеллектуальным потенциалом лицея как систематическим процессом создания, использования и развития инновационных технологий преобразования индивидуальных знаний и опыта специалистов таким образом, чтобы эти знания и опыт могли бы быть перенесены в процессы, услуги и продукты, предлагаемые лицеем как интеллектуальной организацией для достижения стратегических целей.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений представляет модель интеллектуальной организации - вариативной школы направленной на обеспечение интеллектуального развития всех на основе разных индивидуальных траекторий развития (как детей, так и педагогов). Переход лицея в новое качество предполагает: 1) создание особого образовательного пространства, вводящего как педагога, так и ученика в ситуацию выбора личностно значимой системы ценностей, самопознания, рефлексии, самосовершенствования; 2) переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность посредством активных форм; 3) создание условий для формирования культуры умственного труда, овладения методами научно-исследовательской и проектной работы.

Ограничения ИПО определяются тем, что творческий и профессионально-квалификационный потенциал интеллектуальной организации реализуется на трех уровнях – индивидуальном, групповом и институциональном, которые представляются как одновременные, замкнутые и синхронно реализуемые. Трудоемкость ИПО связана с проектированием комплекса локальных сетевых программ, образующих «надстройку» (систему) условий для наращивания и реализации «интеллекта успеха» учащихся, педагогов, активно участвующих в жизни лицея родителей и социальных партнеров: «Лицейский стандарт», «Проектирование деятельности самообучающейся организации педагогов», «Здоровый учитель-здоровый ученик», «Информационно-коммуникационная платформа интеллектуальной организации», «МТБ информатизации», «Создание благоприятной среды развития интеллектуальной организации» «Лицей-лидер образовательного содружества», «Лицей – автономное учреждение», «Достижение европейской системы менеджмента качества», «Лицей как интеллектуальная организация – центр культурно-образовательных инициатив», «Городской Центр здоровьесбережения».

Риски ИПО объясняются ростом социальной дифференциации, неуправляемыми социокультурными воздействиями на детство и юношество, недостаточностью интеллектуального потенциала педагогического сообщества для освоения высоких наукоемких образовательных технологий, неадекватной оценкой инновационной деятельности педагогов; ростом конкуренции ОУ в муниципальной и региональной системе образования.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия реализации изменений: базовые процессы управления профессионально-интеллектуальным потенциалом лицея: создание профессиональных знаний, систематизация, организация доступа, организация поиска, внедрение; система управления профессионально-интеллектуальным потенциалом лицея, включающая: корпоративную модель внешней среды и внутренних процессов, корпоративную информационную систему, корпоративную систему управления знаниями, корпоративную систему обучения базовые технологии, обеспечивающие функциональность решений по управлению профессионально-интеллектуальным потенциалом: семантические технологии, технологии совместной работы, визуализации и масштабируемости.

МОУ Лицей № 87 г. Н.Новгорода является базовой школой Центра теории воспитания ИТиИП РАО, Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ по проблеме «Моделирование воспитательной системы инновационного образовательного учреждения, реализующего концепцию «Школа здоровья, базовой экспериментальной площадкой кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО, опытно-экспериментальной площадкой Департамента образования администрации г. Н. Новгорода по проблеме «Модель школы здоровья», дипломантом Всероссийского конкурса «Знак качества образования 2003, 2004, 2005» за многолетние успехи в подготовке выпускников и высокое качество образования, лауреатом премии Нижнего Новгорода в номинации «Образование» за инновационный проект «Евроклуб – Еврокласс – Еврошкола», победитель ПНПО (2006, 2007 гг.)

Результат изменений

Главным качественным результатом изменений является развитие способности растущего человека (выпускника) к самостроительству, которая обеспечивается наращиванием интеллектуального потенциала сообщества лицея, основанном на преобладании позитивных ценностных ориентаций (личностном росте). В результате реализации инновационного проекта «Школа-интеллектуальная организация» ожидаются качественные преобразования образовательной системы лицея на основе модели управления знаниями, становление лидерской позиции ОУ в профессиональном педагогическом сообществе города и области. Показатели деятельности лицея как интеллектуальной организации – новое мышление, методики образования педагогического коллектива, непрерывное образование.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1) Корягин А.В., Кулева С.В. Школа интеллектуальная организация // Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007. – С. 176 – 184.

2) Кулева С.В. Моделирование воспитательной системы, направленной на формирование культуры здоровья учащихся // Педагогическое обозрение. – 2004. - № 1-2. - С. 102 – 112.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО относится к глобальным стратегическим инновациям, имеющим межрегиональный уровень актуальности. Высокий инновационный потенциал опыта объясняется радикально новым подходом к решению проблемы соответствия организационной культуры и структуры ОУ динамике социокультурных изменений. Заявленная модель относится к междисциплинарным инновациям по глубине охвата социально-педагогической действительности и возможна к тиражированию в образовательных учреждениях повышенного уровня образования (с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях) при условии всестороннего учета комплекса внешних социокультурных условий, взаимодействующих со внутренними и обуславливающих возможность преодоления рисков инновационных преобразований. Существенным требованием внедрения данной модели является наличие в ОУ показателей современной обучающейся организации: открытость, реалистичность, безопасность, позиционность, полицентристская модель управления.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Игнатьева Г.А. - доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО. 603 122 г. Н.Новгород ул. Ванеева, д. 203 (8312) 17-75-97 gaididak@rumbler.ru

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph