2
5
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

Образование детей
с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образовательное пространство сегодня признается как наиболее эффективный социальный механизм, реализующий право каждого человека на приспособленное и равнокачественное образование. Новый образовательный стандарт инклюзивного образования утвержден и будет введен в нашей стране 1 сентября 2016г. По данным статистики, в Нижегородской области сегодня обучаются 8994 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 6750 человек - дети-инвалиды. Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Ребенок с ОВЗ не просто должен быть включен в процесс обучения - для каждого должен быть создан индивидуальный образовательный маршрут, независимо от того учится ли он в общеобразовательной, коррекционной школе или на дому. Кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО разработаны программы повышения квалификации, призванные подготовить педагогов к работе по новым стандартам инклюзивного образования.

Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Реализация инклюзивного образования таких детей требует не только высокого психолого-педагогического мастерства от каждого учителя и воспитателя, не только владения коррекционно-развивающими технологиями и способами разработки индивидуальных образовательных маршрутов, но и совершенствования общей и педагогической культуры каждого члена общества. При этом родители становится активными участниками образовательного процесса.

Однако, по словам зам. министра образования и науки РФ В. Каганова, утверждение нового стандарта не означает, что уже с начала учебного года все школы будут полностью ему соответствовать: «Нужны новые методики, оборудование, более высокий уровень преподавателей, и конечно, формирование спокойного отношения со стороны общества к совместному обучению детей, которые так друг на друга не похожи». Важную роль в формировании культурно-образовательных компетенций общества должны сыграть структуры, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации как педагогов, так и широких слоев населения.

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии подготовлены курсы и модули повышения квалификации, в ходе которых обсуждаются вопросы содержания и технологий образования детей, имеющих разные нарушения развития. Продумывается содержание дистанционных курсов, посвященных проблемам инклюзивного и коррекционно-развивающего образования, в работе которых принимают участие не только педагоги Нижегородской области, но и других регионов - Тюмени, Норильска, Рязани, Республики Коми. Ежегодно проводятся региональные научно-практические конференции на базе образовательных организаций, имеющих успешный опыт образования детей с ОВЗ, в ходе которых педагоги области имеют возможность не только обсудить методические вопросы, но и принять участие в разных формах практической деятельности с детьми с ОВЗ.

Ученые, педагоги, дефектологи, представители административных и общественных структур активно обсуждают условия, содержание и технологии образования детей с ОВЗ, соответствующие современным требованиям.

Так, 26-28 февраля 2015 в г. Казани состоялся Всероссийский форум по инклюзивному образованию «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии». В рамках работы форума обсуждались вопросы создания условий для применения инклюзивных практик в образовании, вовлечения представителей педагогического сообщества и широких слоёв общественности из разных регионов в процесс выработки решений по развитию инклюзивного образования в России. Участники форума обсудили широкий круг вопросов, посвященных выбору технологий образования, способов взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций, реализующих адаптированные образовательные программы; созданию различных государственных и негосударственных структур, обеспечивающих раннюю коррекцию нарушений развития, подготовку детей с ОВЗ и их родителей к инклюзивному образованию, организацию социального сопровождения детей и подростков с ОВЗ.

4 марта 2015 в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялось ток-шоу на тему: «Стандарты образования детей с ОВЗ: что изменится в российских школах с 1 сентября 2016 года?» В процессе обсуждения рассматривалось содержание принятых в конце прошлого года новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ: ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями. Стандарты содержат три основные составляющие: требования к условиям обучения, к программам и к результатам образовательного процесса. Созданные стандарты, как отмечают эксперты, – это прорыв в российской образовательной системе. И главной задачей сегодняшнего дня является их грамотное внедрение во всех регионах страны.

Минобрнауки РФ стремится к тому, чтобы в каждой школе можно было создать условия для обучения любого ребенка, независимо от того, какая у него проблема со здоровьем. Минобрнауки, в свою очередь, будет постоянно анализировать ситуацию, ставить в пример лучших, помогать тем, у кого что-то не получается, и спрашивать с тех, кто движется недостаточно быстро.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph