Менеджмент в образовании (в условиях реализации ФГОС)
региональная научно-практическая конференция «Современные аспекты школьного гуманитарного образования»
Областной педагогический форум Стратегия развития образования Нижегородской области
Вход для пользователей
Актуальная тема

Бережливые технологии как средство повышения эффективности деятельности образовательных организаций

Нижегородский регион - в числе 7 пилотных, где реализуется национальная приоритетная программа по повышению производительности труда. Залог успеха - внедрение бережливых (lean) технологий, причем актуально это не только для сферы промышленности. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион»: сегодня образовательными организациями реализуются более девяноста проектов по оптимизации внутренних процессов. Бережливые технологии - это, по сути, эффективное управление временем учителя. Они позволяют учителю и ученику избежать трат на непроизводительную деятельность - на перекладывание бумаг, на поиск инструмента, на подготовку отчетов - и больше сил отдавать производственному процессу. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов»), созданный в ГБОУ ДПО НИРО, осуществляет организационно-методическое сопровождение мероприятий, связанных с разработкой и внедрением бережливых технологий, и повышение квалификации работников образования в области lean-технологий.

Переход на принципы эффективного управления образованием посредством выявления и исключения распространенных в образовательном процессе потерь позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание условий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой образовательной организации.

Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности. Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:

  • улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
  • повышению качества образования,
  • обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
  • сокращению временных и финансовых потерь,
  • повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
  • развитию образовательной организации.

Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение к его культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.

В контексте решения данных задач в ГБОУ ДПО НИРО и создан учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов»). Фабрика процессов – инновационный подход к обучению и внедрению lean-технологий в образовательную практику.

Цель дополнительного профессионального образования по программе «Фабрика процессов» (повышение квалификации) – обучение слушателей основным принципам организации фабрики процессов с использованием метода бережливого производства с последующей реализацией их в образовательных организациях. В ходе обучения по программе повышения квалификации специалисты могут научиться:

-самостоятельно: составить тактический план организации фабрики процессов в конкретной образовательной организации;

-организовать сбор проблем и предложений от участников образовательного процесса;

-при помощи инструментов бережливого производства определить наиболее проблемные процессы;

оценить потери при реализации фабрики процессов с использованием инструментов бережливого производства.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph