4
8
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

Изучение истории родного края в школе как фактор формирования базовых национальных ценностей учащихся

Современная общеобразовательная школа решает важнейшую задачу формирования у обучающихся базовых национальных ценностей. Эти ценностные установки являются основой для становления будущих граждан страны, осознающих ответственность и гражданский долг перед Отечеством.

Одним из действенных факторов формирования базовых национальных ценностей у школьников является изучение региональной истории. Согласно Концепции нового УМК по отечественной истории, история региона является обязательной и неразрывной частью школьного исторического образования. В ГБОУ ДПО НИРО разработан Учебно-методический комплект «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» для учащихся 6-10 классов. УМК рекомендован для изучения нового учебного курса «История Нижегородского края», который с 2016 года вводится в школы региона. Оказывается методическая помощь педагогам, преподающим этот курс в школе. Учащиеся с интересом изучают историю, культуру, традиции родного края, узнают о ратных подвигах, трудовых и духовных достижениях наших земляков. Они включаются в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность, собирают и анализируют материалы об историческом прошлом своего города, района, села, приобщаются к социальному опыту, историческому, культурному и духовному наследию предшествующих поколений, что создает благоприятные условия для становления важных личностных качества обучающихся.

31 октября 2018 года состоялась областная научно-практическая конференция «Региональная история – составная часть школьного исторического образования», приуроченная к 25-летию кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО. На конференции обсуждались различные аспекты преподавания региональной истории в школе: требовании к современному уроку по истории родного края, использование ИКТ-технологий, проектных и исследовательских методов при изучении нижегородской истории, роль и значение музеев в познании истории родного края и воспитания личности, эффективные формы и методики изучение региональной и локальной истории через внеурочную деятельность и другие актуальные вопросы.

Символично, что конференция прошла в преддверии праздника – Дня Народного единства, учрежденного в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке и роль Нижнего Новгорода и наших предков в этих событиях трудно переоценить. Нижегородский край и нижегородцы во все времена были вместе с Отечеством. Изучая региональную историю, ученики (при умелой организации учебного процесса со стороны педагога) проникаются уважением и гордостью за свершения своих предшественников, которые обустраивали и защищали нижегородскую землю, хранили свои традиции и духовные ценности, осознают неразрывную связь истории родного края с историей России и значение огромного вклада земляков в общенациональное развитие Отечества. Все это имеет важное значение для формирования базовых национальных ценностей и гражданской идентичности учащихся - будущих граждан России.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph