4
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

100 лет дополнительному образованию в России

2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России. Включение приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в портфель Правительства РФ демонстрирует важность задач по развитию именно этого уровня образования. В настоящее время в системе образования Нижегородской области работают 172 государственных и муниципальных, более 30 частных организаций дополнительного образования, в которых обучается 84,5% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Большую часть организаций дополнительного образования в регионе составляют многопрофильные учреждения, которые являются координирующими, информационно-методическими центрами в районах. Эффективное взаимодействие этих центров с научно-методическими учреждениями и общественными организациями, управленческими структурами, со всеми образовательными учреждениями муниципалитета призван обеспечивать Информационно-методический портал "Дополнительное образование", открытый на сайте ГБОУ ДПО НИРО.

В регионе система дополнительного образования рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение, творческое развитие, профессиональное самоопределение ребенка.

5-6 апреля в ГБОУ ДПО НИРО состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление", организатором которой стала

кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования -.региональный центр повышения квалификации специалистов сферы воспитания и дополнительного образования.

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью

А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенность их подхода в том, что у Макаренко считали: «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.). Они на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11 утвержден паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Цель проекта - обеспечение реализации «майских указов» Президента Российской Федерации в части охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования.

Проектом выделяются следующие характеристики современных региональных систем дополнительного образования детей:

  • в структуре сети организаций допобразования детей в каждом регионе в качестве ядра определен региональный модельный центр, обеспечивающий реализацию соответствующих программ, а также функции методического и ресурсного центра;
  • применяются механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций, организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики при реализации дополнительных образовательных программ;
  • сформированы механизмы и условия для обеспечения детям из сельской местности доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам;
  • в системе допобразования детей работают механизмы непрерывного развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников системы, в том числе родителей;
  • применяются современные организационные и финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;
  • функционирует общедоступный информационный портал с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам; этот портал позволяет семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.

Большую часть организаций дополнительного образования в Нижегородской области составляют многопрофильные учреждения, которые являются координирующими, информационно-методическими центрами в районах/городских округах, взаимодействующими с научно-методическими учреждениями и общественными организациями, управленческими структурами, со всеми образовательными учреждениями района. На сайте ГБОУ ДПО НИРО кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования открыт Информационно-методический портал "Дополнительное образование".

С целью государственной поддержки муниципальных организаций дополнительного образования, внедряющих инновационные образовательные программы, и поощрения лучших педагогов дополнительного образования детей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Нижегородской области организуется проведение конкурсного отбора муниципальных образовательных организаций дополнительного образования , внедряющих инновационные образовательные программы.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph