3
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Актуальная тема

Учебный курс «История Нижегородского края» - важный ресурс формирования личности учащихся

Современная система образования и воспитания должна быть ориентирована на утверждение в сознании и поведении молодого поколения общечеловеческих нравственно-гуманистических ценностей, принципов толерантного и ненасильственного поведения и патриотизма.

Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, создает благоприятные условия для формирования базовых национальных ценностей, для осознания нашими учениками своей причастности к трудовым и ратным свершениям земляков. Уроки по новому учебному курсу «История Нижегородского края», разработанному кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, при умелом руководстве педагога могут прямо или косвенно оказывать благотворное влияние на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, политико-правовое воспитание учащихся[1]

Актуальные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами[2], требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории. Региональная история - это история отдельного региона, границы которого, как правило, совпадают с границами исторической области, края (субъекта РФ).

Региональная история обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Известный писатель Леонид Леонов в свое время справедливо заметил, что «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь». Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, создает благоприятные условия для складывания региональной идентичности учащихся (осознание своей причастности к поколениям земляков, к их трудовым и ратными свершениям), что в свою очередь вместе с изучением истории Отечества способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России).Вовлечение учащихся в историческое прошлое родного края, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию базовых национальных ценностей, важных граней личности обучающихся. Уроки с использованием историко-краеведческих материалов региональной и локальной (местной) истории при умелом руководстве педагога могут прямо или косвенно оказывать благотворное влияние на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, политико-правовое воспитание учащихся[3].

Сегодня имеются необходимые нормативно-правовые основания для изучения региональной истории в школе. В разделе «Общие положения» ФГОС каждого уровня образования сформулирован принцип учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, который раскрывается в положениях данного раздела через конкретизацию целей реализации новых стандартов на каждом уровне общего образования, а также через содержание личностных характеристик обучающихся («портрет выпускника».[4] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России содержит положение о том, что одной из ступеней развития гражданина России является принятие личностью традиций и ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края[5]. Кроме того, согласно Концепции нового УМК по отечественной истории, учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)[6].Такой многоуровневый методологический подход в изучении истории определяет региональную и локальную историю в качестве составной и обязательной части современного школьного исторического образования.

В нижегородских школах для изучения региональной истории рекомендуется учебно-методический комплект (УМК) «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». Он разработан в 2013-2015 гг. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО (авторский коллектив: д.и.н. В.К.Романовский, д.и.н. Ф.А.Селезнев, к.и.н. Б.Л.Гинзбург и Э.С.Иткин). В 2015-2016 учебном году УМК был апробирован в 16 нижегородских школах, а по окончании апробации Областной экспертный совет в июне 2016 года рекомендовал его для использования в общеобразовательных организациях Нижегородской области. С 1 сентября 2016 года в нижегородских школах осуществляется введение нового учебного курса «История Нижегородского края» (на основе предварительного решения о его включении в школьную образовательную программу).

В учебно-методический комплект «История Нижегородского края» входят:

  • рабочая программа и учебно-тематическое планирование по учебному курсу,
  • учебные пособия для учащихся 6,7,8,9 и 10 классов,
  • хрестоматия для учителя и учащихся,
  • методическое пособие для учителя,
  • контрольно-измерительные материалы по курсу.

Учебно-методический комплект по региональной истории подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией нового УМК по отечественной истории, базируется на методологии деятельностного подхода в обучении, структурно и содержательно синхронизирован с программой федерального курса «История России». На страницах учебных пособий учащиеся найдут много интересных фактов о родном крае, познакомятся с повседневной жизнью нижегородцев, трудовыми и ратными подвигами, культурными и духовными достижениями великих земляков. Князь Юрий Всеволодович, Кузьма Минин, Иван Кулибин, епископ Дамаскин, Петр Нестеров, Александр Бусыгин, Борис Королев, Ростислав Алексеев – выдающиеся личности земли Нижегородской, деятельность которых может служить гражданским и нравственным ориентиром для юных нижегородцев. В помощь учителю предлагается методическое пособие с темами учебных проектов по всему курсу, методическими советами по использованию разных методик и технологий, сценариями проведения экскурсий, игр и конкурсов. У школьников есть возможность заниматься под руководством учителя проектной, поисково-исследовательской, историко-краеведческой деятельностью, открывать для себя историю своей «малой родины» и развиваться познавательно и духовно, приобщаясь к национальным ценностям, традициям и наследию предков.

Кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО разработаны «Методические рекомендации «О преподавании региональной истории (Истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области» с рекомендуемыми вариантами преподавании учебного курса «История Нижегородского края»[7]. Заказать УМК можно, подав Заявку (с указанием реквизитов школы) на имя ректора НИРО, которая направляется в Издательский центр учебной и учебно-методической литературы ГБОУ ДПО НИРО по электронному адресу izdat.niro@yandex.ru(т. (831) 417-54-67)

Кафедра истории и общеобразовательных дисциплин НИРО считает актуальным формирование личности учащихся как средствами региональной истории, так и других учебных курсов историко-обществоведческого цикла. В условиях ФГОС был инициирован эксперимент, одной из задач которого было оказание научно-методической помощи педагогам по формированию гражданской идентичности учащихся в основной школе средствами предметной области «Обществознание». По его итогам была проведена конференция и составлен сборник практикоориентированных докладов и сообщений [8]. К 70-летию Великой Победы кафедра провела областной конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий педагогов. По результатам конкурса составлен электронный сборник лучших методических разработок [9]. В настоящее время осуществляется научное руководство инновационной площадкой по теме «Разработка и апробация методического сопровождения деятельности учителя истории по формированию личностных результатов в процессе освоения предметного содержания истории в основной школе в контексте задач ФГОС, Концепции нового УМК по отечественной истории и требований Историко-культурного стандарта».


[1]См.Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2, с.56-61.

[2]Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011;Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждения//http://s1.vesely.ro.fcior.edu.ru/deiatelnost/vospit_rab/pr_vosp.pdf

[3]См.Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2, с.56-61.

[4]Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 48 с.

[5]Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011. С.11-17

[6]Концепция нового учебно –методического комплекса по отечественной истории//net-edu.ru/ sites/default/files/file/sec4_st4.pdf

[7]Методические рекомендации «О преподавании региональной истории (Истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области»// Сайт НИРО, кафедра истории, Учебная работа)

[8] См. Предметная область "Обществознание": состояние и перспективы развития в условиях введения ФГОС Доклады и сообщения межрегиональной дистанционной конференции. Нижний Новгород. 29 апреля 2013 года//Сайт НИРО, кафедра истории, научно-исследовательская работа

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph